Муниципальный орган разместил на официальном сайте документацию об аукционе. При этом отсутствовала возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя. В антимонопольный орган поступила жалоба организации, по результатам рассмотрения которой антимонопольный орган посчитал, что отсутствие данных возможностей является нарушением ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Является ли отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя на официальном сайте при ознакомлении с документацией об аукционе нарушением требований ч. 7 ст. 16 Закона N 94-ФЗ?

Ответ: Отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя на официальном сайте при ознакомлении с документацией об аукционе не является нарушением ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), так как информация о документации размещена на официальном сайте, а отсутствие данных возможностей не препятствует ознакомлению с ней.

Обоснование: В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона N 94-ФЗ порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок и требования к информации, размещаемой на официальном сайте сети Интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг установлены Положением о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010 (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www. zakupki. gov. ru (далее - официальный сайт) (см. также Письмо Минэкономразвития России N 26339-ЛА/Д22, Казначейства России N 42-7.4-05/10.0-890 от 31.12.2010). На основании ч. 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в ч. 1 рассматриваемой статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных ст. 17 Закона N 94-ФЗ, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Таким образом, если имеется свободный, круглосуточный и бесплатный доступ к информации о документации по аукциону, размещенной на официальном сайте сети Интернет, то ограничение поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя не препятствует целям ознакомления с документацией об аукционе.

Суды при рассмотрении аналогичных дел приходят к выводу, что документация об аукционе размещается на официальном сайте для ознакомления, а не для поиска и копирования фрагментов текста. Основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц. Учитывая, что возможность копирования текста средствами веб-обозревателя не оказывает влияния на процесс непосредственного ознакомления с размещенной на сайте информацией, подобный недостаток интернет-ресурса не является ограничением пользовательского доступа к информации (см. Постановления ФАС Московского округа от 09.09.2013 N А40-151707/12-21-1459, от 03.07.2013 N А40-150359/12-154-1444, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 N 09АП-27521/2013-АК по делу N А40-162139/2012).

Таким образом, отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста с официального сайта сети Интернет, на котором размещена информация о документации об аукционе, не считается нарушением ч. 7 ст. 16 Закона N 94-ФЗ, так как не ограничивает доступ к информации, а также возможность полного и всестороннего ознакомления с ней.

Обращаем внимание, что с 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Информационное обеспечение регламентируется ст. 4 Закона N 44-ФЗ, в которой определяются цели и задачи этой системы, ее содержание и порядок функционирования. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) и предоставляется безвозмездно (ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч. 1, 2 ст. 4 Закона N 44-ФЗ), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте www. zakupki. gov. ru в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.

Таким образом, считаем, что с 01.01.2014 правовое регулирование рассматриваемой ситуации не изменится.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

09.12.2013