Российская организация по договору аутсорсинга, заключенному с другой российской организацией, допустила к трудовой деятельности иностранных граждан. В ходе проверки установлено, что иностранные работники организации не имеют разрешения на работу, выданного ФМС России в установленном законодательством порядке. Правомерно ли организация была привлечена к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ?

Ответ: Статья 421 Гражданского кодекса РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам свободу в заключении договоров, а также возможность составлять такие соглашения, которые прямо не предусмотрены законодательством, но не противоречат ему.

Из данной нормы следует, что предоставление персонала по договору аутсорсинга можно отнести к возмездному оказанию услуг на основании гл. 39 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В силу п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Пунктом 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч. 2 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 Примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21.05.2008 N КА-А40/4107-08 указал на то, что допуск к работе иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу и не состоящего в трудовых отношениях с организацией (проходит практику), является основанием для привлечения организации к административной ответственности.

В Постановлении от 08.10.2008 N А65-6371/08-СА3-32 ФАС Поволжского округа указал на то, что с момента фактического допуска иностранного гражданина без соответствующего разрешения к выполнению работ наступает административная ответственность.

Таким образом, по нашему мнению, привлечение организации к административной ответственности в данном случае правомерно, поскольку она не проявила должную осмотрительность и допустила к трудовой деятельности привлеченных по договору аутсорсинга иностранных граждан без наличия у них разрешения на работу. Также следует отметить, что организация, предоставившая персонал, также подлежит административной ответственности.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

18.06.2009