Организация ввезла товары по импорту. При оформлении товара на таможне его таможенная стоимость была увеличена по сравнению с контрактной стоимостью и таможенные платежи были исчислены исходя из этой увеличенной (скорректированной) стоимости. В дальнейшем товар был продан по цене выше контрактной стоимости, но ниже таможенной скорректированной стоимости. Налоговая инспекция при проведении проверки по всем сделкам по реализации этого товара доначислила НДС, увеличив налоговую базу на разницу между таможенной стоимостью и фактической ценой реализации. Насколько правомерны действия налоговой инспекции?

Ответ: Действия налоговой инспекции в данном случае неправомерны.

Согласно п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ. А ст. 40 НК РФ устанавливает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом ст. 40 НК РФ налоговым органам предоставлено право контролировать соответствие фактических цен реализации уровню рыночных цен. Но делать это можно только в тех случаях, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ. Если при осуществлении контроля выяснится, что фактическая цена реализации отличается от рыночной более чем на 20%, тогда у налогового органа есть право доначислить налоги исходя из рыночной цены.

Таким образом, речь о доначислении НДС может идти только тогда, когда товары реализуются по цене ниже рыночной, и только в случаях, установленных п. 2 ст. 40 НК РФ. Рыночная цена в этом случае должна определяться по правилам, установленным ст. 40 НК РФ. А скорректированная таможенная стоимость, по которой товар был ввезен на территорию РФ, никакого отношения к рыночной цене не имеет. Она используется исключительно в таможенных целях. Поэтому сам факт реализации импортного товара по цене ниже таможенной стоимости не может служить основанием для доначисления НДС.

Отметим, что арбитражные суды при рассмотрении подобных споров придерживаются такой же позиции (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.11.2006 N Ф03-А51/06-2/4170, 08.11.2006 N Ф03-А51/06-2/3936 и от 11.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1101, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А78-2293/08-С3-8/68-Ф02-5452/08).

Т. Л.Крутякова

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

18.06.2009