Организация в установленный законодательством РФ срок (до 1 марта) представила в территориальный орган ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Представленные организацией документы не были приняты территориальным органом ПФР в связи с тем, что некоторые поля представляемых форм документов (о задолженности по страховым взносам) не были заполнены. Организации предложено доработать документы. После доработки документы были представлены с пропуском установленного срока (после 1 марта). Должны ли в данном случае применяться к организации финансовые санкции за нарушение срока представления индивидуальных сведений?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь (далее - организация) обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со ст. ст. 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" организация обязана один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы ПФР сведения о страховом стаже каждого работающего в организации застрахованного лица, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ данные сведения представляются по формам, определяемым ПФР.

Пунктом 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, также определена обязанность организации по представлению индивидуальных сведений.

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к организациям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.

Таким образом, для применения к организации ответственности территориальным органом ПФР должен быть установлен факт непредставления организацией сведений в установленный срок либо подтверждение того, что сведения являются неполными и (или) недостоверными и ведение индивидуального (персонифицированного) учета по данным сведениям не представляется возможным.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Вместе с тем действующим законодательством РФ не установлено, что необходимость доработки документов, в частности по причине отсутствия в представляемых формах сведений о задолженности по страховым взносам, может являться основанием для привлечения организации к ответственности. Кроме того, наличие (или отсутствие) данной задолженности не может свидетельствовать о невозможности ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, если организацией необходимые сведения в территориальный орган ПФР были представлены в срок, но в принятии данных сведений ему было отказано, то последующее представление доработанных форм не может свидетельствовать о виновном нарушении требований законодательства РФ. В связи с этим применение в отношении организации санкций в рассматриваемом случае будет являться неправомерным.

Аналогичный вывод содержится также в Постановлении ФАС Центрального округа от 24.02.2009 N А36-2009/2008. Правомерность позиции также подтверждается Определением ВАС РФ от 30.04.2009 N 5199/09.

Одновременно следует отметить, что организации целесообразно уточнять, был ли территориальным органом ПФР документально зафиксирован факт представления соответствующих документов в установленный законодательством РФ срок. В случае если территориальным органом ПФР факт представления документов в срок не зафиксирован, то возможно возникновение спорных ситуаций.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

18.06.2009