Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица (по решению учредителей) и представила, в частности, ликвидационный баланс. За период прохождения процедуры ликвидации налоговый орган был извещен о ликвидации организации, но требований о погашении задолженности не предъявлял. Может ли налоговый орган отказать организации в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по налогам и сборам?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В п. п. 1 и 2 ст. 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

Статьей 63 Кодекса установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 ст. 63 Кодекса установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Таким образом, если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 63 Кодекса после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен перечень документов, подлежащих представлению для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. В частности, организацией должен быть представлен ликвидационный баланс.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых документов для государственной регистрации (ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Таким образом, если организация представляет все необходимые документы и оснований для отказа (ст. 23 Закона N 129-ФЗ) в государственной регистрации не имеется, то отказ будет являться неправомерным.

То обстоятельство, что налоговый орган в период ликвидации организации не заявлял требований об уплате налогов и сборов, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. В данном случае должен быть установлен факт соблюдения организацией порядка ликвидации юридического лица, а не факт предъявления (либо непредъявления) налоговым органом требования об уплате налогов и сборов.

Аналогичной позиции придерживается, например, ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 30.04.2009 N А29-6061/2008).

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

18.06.2009