О рассмотрении вопросов субъектов малого и среднего бизнеса о предоставлении участков под строительство, установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, освобождении от использования ККТ плательщиков ЕНВД и от уплаты налогов на три года вновь созданных малых предприятий, взыскании налоговых санкций во внесудебном порядке, приобретении арендованных помещений, находящихся в госсобственности, и о торговле алкоголем

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июня 2009 г. N Д05-2959

Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России в рамках своей компетенции совместно с ФСТ России, ФНС России, ФАС России, а также с Департаментом базовых отраслей промышленности Минпромторга России рассмотрел обращение по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства и сообщает.

В действиях администрации по изданию Постановления главы администрации города "О внесении изменений в Положение о предоставлении земельных участков под строительство" (далее - Постановление) ФАС России обнаружены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части издания актов, предоставляющих возможность органу местного самоуправления без проведения торгов предоставлять земельные участки для строительства при поступлении двух и более обращений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на одной и той же территории, что может привести к ограничению конкуренции.

ФАС России были направлены соответствующие предложения в администрацию города о внесении изменений в Постановление, устанавливающих обязательный аукционный порядок предоставления земельных участков для строительства в случае поступления двух и более обращений о выборе земельного участка для строительства.

В целях оперативного рассмотрения обращения в части утверждения органами исполнительной власти области тарифов на электрическую энергию УФАС России поручено провести анализ тарифов на электрическую энергию (платы за присоединение энергопринимающих устройств) с учетом следующего.

Правительством Российской Федерации приняты Постановления от 14.02.2009 N 119 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109", от 14.02.2009 N 118 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям", от 21.04.2009 N 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям".

В соответствии с указанными Постановлениями плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение. Внесение платежей осуществляется ежеквартально равными долями от общей суммы рассрочки с даты фактического подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Указанные Постановления Правительства Российской Федерации направлены на удешевление и упрощение порядка технологического присоединения к электрическим сетям объектов, принадлежащих субъектам малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время поставка электрической энергии потребителям (кроме населения) осуществляется частично по регулируемым тарифам, частично - по свободным ценам в связи с их либерализацией. Процесс либерализации тарифов на электрическую энергию определен действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изм. на 25 декабря 2008 г.). Ответственным за реформу электроэнергетики России является Министерство энергетики Российской Федерации.

В отношении регулируемых тарифов сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с изм. на 25 декабря 2008 г.) установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных приказом ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на электрическую энергию на 2009 г., в том числе отпускаемую населению, в среднем по субъекту Российской Федерации без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки утверждены Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2009 год". При этом все расчеты предельных уровней тарифов на электрическую энергию, в том числе поставляемую населению, ФСТ России производила методом индексации в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (далее - Прогноз), подготовленным Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации, в том числе в части роста максимального уровня тарифа на электрическую энергию в среднем по Российской Федерации в размере 119%, для населения Российской Федерации в размере 125%.

В соответствии с действующим законодательством региональный орган регулирования вправе обратиться в ФСТ России с вопросом о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФСТ России от 07.12.2004 N 236-э. Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ в вышеуказанные Федеральные законы от 14.04.1995 N 41-ФЗ и от 26.03.2003 N 35-ФЗ, о том, что срок действия установленных тарифов может быть менее одного года при соответствующем решении Правительства Российской Федерации, сообщаем, что при принятии Правительством Российской Федерации решения об изменении предельных уровней тарифов на электрическую энергию в течение 2009 г. указанные выше тарифы могут быть изменены.

В соответствии с требованиями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в ред. от 21.10.2008), Постановлением Управления по региональным тарифам администрации области от 25.12.2008 N 45/5 утверждены тарифы на электрическую энергию для потребителей области на 2009 г.

Средний тариф на электрическую энергию на 2009 г. составил 160,46 коп/кВт. ч, что соответствует предельным уровням тарифов, утвержденным ФСТ России для потребителей области.

В соответствии с нормами действующего законодательства при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

В условиях рыночной экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.

Величина тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является следствием ряда ценовых факторов, в большинстве своем связанных с деятельностью смежных отраслей. Так, в структуре затрат на производство тепловой энергии отражены расходы на топливо, на оплату потребляемой электрической энергии, холодной воды.

Наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом если тарифы на природный газ и его транспортировку регулируются со стороны государства, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, прямое государственное регулирование цен законодательством не предусмотрено.

Учитывая сезонные колебания цен в течение года на мазут топочный и каменный уголь, при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию органы регулирования руководствуются ценами, подтвержденными на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.

Кроме того, дополнительными факторами, влияющими на рост цен на коммунальные услуги, являются поэтапное доведение ставки рабочего первого разряда до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в сфере жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, значительный рост затрат на электрическую энергию в связи с либерализацией рынка электрической энергии, а также необходимость выполнения инвестиционных и производственных программ организаций, ориентированных на реновацию отрасли, обновление инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.

По вопросу проверки обоснованности тарифов, действующих на территории области, сообщаем, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования субъекта Российской Федерации наделены правом проведения проверок обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Абзацем 2 п. 3 Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 468, установлено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль за обоснованностью установления и изменения тарифов и надбавок. Таким образом, полномочиями по государственному контролю в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных органами местного самоуправления, обладают органы регулирования субъекта Российской Федерации (в области - Управление по региональным тарифам администрации области).

По вопросу необходимости применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании бытовых услуг населению сообщаем, что 22 апреля 2009 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин на Всероссийском форуме малого и среднего предпринимательства дополнительно обозначил необходимость внесения изменений в действующее законодательство с целью освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от необходимости использования ККТ.

По вопросу о необходимости оснащения ККТ электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ) сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации Письмом от 26.03.2009 N 03-01-15/3-149 даны соответствующие разъяснения, согласно которым ЭКЛЗ - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ), обеспечивающее защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККТ денежных расчетов, необходимых для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

По вопросу внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), позволяющих налоговым органам применять налоговые санкции в отношении предприятий малого и среднего бизнеса только по решению суда, сообщаем, что действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит упоминания о субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе при регулировании процедуры взыскания налоговых санкций.

До 1 января 2006 г. взыскание налоговых санкций в отношении всех категорий налогоплательщиков осуществлялось в судебном порядке.

В период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. в соответствии со ст. 103.1, внесенной в Кодекс Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышала пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимал решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, в указанный период допускалось внесудебное (бесспорное) взыскание налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в части ограниченных законом сумм.

После 31 декабря 2006 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, взыскание штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществлялось налоговыми органами во внесудебном (бесспорном) порядке.

Целью вышеуказанных изменений законодательства было снятие неоправданной нагрузки с судебной системы в связи с взысканием налоговых санкций налоговыми органами в судебном порядке. При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 N 12566/07 сказано, что законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством, и потому внес в Кодекс компенсирующие внесудебный порядок положения о безусловной отмене вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 Кодекса).

Таким образом, изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части применения налоговых санкций в отношении предприятий малого и среднего бизнеса только по решению суда требует соответствующих изъятий в отношении данных лиц из п. 14 ст. 101 Кодекса.

По вопросу сведения объема налоговых санкций для предприятий малого бизнеса к уровню объема, предусмотренного действующим законодательством для индивидуальных предпринимателей, сообщаем, что Кодекс не предусматривает дифференциацию размера налоговых санкций от организационно-правовой формы ведения предпринимательства. В этой связи вышеуказанное предложение требует уточнения.

По вопросу освобождения от уплаты налоговых платежей вновь образующихся предприятий малого бизнеса сроком на три года сообщаем, что указанное предложение может спровоцировать массовый перенос на данные предприятия налоговой базы крупного и среднего бизнеса (путем использования гражданско-правовых инструментов), а также дробление (реорганизацию) предприятий крупного и среднего бизнеса, совершаемое исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, в связи с чем данное предложение не поддерживается.

По вопросу увеличения срока выкупа нежилых помещений предприятиями малого бизнеса при использовании ими права преимущественного выкупа, предусмотренного в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сообщаем, что Минэкономразвития России поддерживает разработанный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 187546-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается установить, что условием предоставления преимущественного права на выкуп арендуемого имущества является отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пеням по уплате арендной платы на день подачи арендатором заявления о выкупе арендуемого имущества.

Также законопроектом предусмотрено снижение с трех до двух лет срока нахождения объекта государственного и муниципального недвижимого имущества на праве аренды у субъекта малого и среднего предпринимательства, по истечении которого последний приобретает право на выкуп арендуемого имущества.

Кроме того, законопроектом исключается положение о залоге при предоставлении рассрочки по выплате выкупной цены арендованного имущества.

Законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

По вопросу предоставления права индивидуальным предпринимателям, имеющим более 50 метров торговой площади, осуществлять торговлю крепкими спиртными напитками и уравнения права выбора вида предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и общества с ограниченной ответственностью сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) предписано розничную продажу алкогольной продукции осуществлять только организациям при наличии соответствующих лицензий.

Норма п. 5 ст. 16 Закона обязывает организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, ККТ.

Субъекты Российской Федерации, согласно п. 3.2 ст. 16 Закона, устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб.

Например, в г. Москве лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются (продлеваются) только организациям при условии, что их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) составляет не менее 1 млн руб., кроме организаций, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, для которых размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) составляет не менее 300 тыс. руб. (пп. 4.1 п. 4 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП).

Правовые нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 16 и п. 10 ст. 18 Закона, оспаривались в Конституционном Суде Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в Определении от 04.10.2006 N 456-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Барулиной Натальи Александровны, Душенко Александра Викторовича и Козлова Вячеслава Валентиновича на нарушение их конституционных прав положениями п. 1 ст. 16 и п. 10 ст. 18 Закона.

В этом Определении нашли закрепление следующие правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 1 ст. 16 и п. 10 ст. 18 Закона:

- ограничение, в силу которого лицензии выдаются только организациям и только организации вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при наличии соответствующих лицензий, не может рассматриваться и как нарушающее конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, а также конституционный принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности только для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям, возможность установления иных правовых предписаний;

- запрет индивидуальным предпринимателям осуществлять розничную продажу алкогольной продукции не препятствует им создавать организацию в любой организационно-правовой форме и в новом качестве продолжать заниматься данным видом деятельности на равных условиях с другими организациями;

- положения п. 1 ст. 16 и п. 10 ст. 18 Закона направлены на защиту конституционно значимых ценностей, не затрагивают самое существо конституционных гарантий защиты собственности и имущества, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не могут рассматриваться как чрезмерное ограничение прав и свобод, гарантированных ст. ст. 8 (ч. 1), 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, следует иметь в виду, что требования законодателя в отношении минимального размера уставного капитала организации, осуществляющей розничную торговлю алкогольной продукцией, сформулированы диспозитивно, то есть нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные требования к размеру уставного капитала. Уставный капитал организации выполняет гарантирующую функцию и представляет собой, прежде всего, минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующий интересы его кредиторов. Образование уставного (складочного, паевого и т. п.) капитала индивидуального предпринимателя законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

П. В.ПУСТЕЛЕНИН

15.06.2009