При декларировании по ГТД в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" организация классифицировала товар (самокаты) по коду 9506 99 900 0 ТН ВЭД России. В ходе таможенного контроля была проверена правильность заявленного классификационного кода и принято решение о переклассификации товара по коду 9503 00 100 0 ТН ВЭД России, что повлекло за собой увеличение причитающихся к уплате таможенных платежей. По факту заявления при декларировании недостоверных сведений о классификационном коде товара таможня возбудила в отношении общества административное производство, составила протокол об административном правонарушении и вынесла постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа, что составило одну вторую от суммы неуплаченных таможенных платежей. Правомерны ли действия таможенного органа по привлечению организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ при заявлении последней в таможенной декларации неправильного кода товара?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ (далее - Кодекс) в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

1) заявляемый таможенный режим;

2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в ст. 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;

4) сведения о товарах:

наименование;

описание;

классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

наименование страны происхождения;

наименование страны отправления (назначения);

описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

таможенная стоимость;

5) сведения об исчислении таможенных платежей:

ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

применение тарифных преференций;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) сведения о производителе товаров;

9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (ст. 131);

11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

12) место и дата составления таможенной декларации.

Согласно ст. ст. 367 и 403 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (ст. 149), если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из перечисленных норм можно сделать вывод, что неправильное указание кода товара не относится к недостоверным сведениям о данном товаре, если заявленные сведения о количестве и свойствах товара являются достоверными.

К подобным выводам пришли и суды. В Постановлении от 11.09.2006 N А28-3343/2006-126/16 ФАС Волго-Вятского округа указал, что несогласие таможенного органа с кодом товара, заявленным организацией в ГТД, не может быть признано административным нарушением. В Постановлении от 21.02.2007 N А14-15616/06-737/14 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что указание в ГТД неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количественных и качественных характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В Постановлении от 29.07.2008 N КА-А40/6134-08 ФАС Московского округа указал, что код товара является производным показателем, определяемым исходя из свойств и характеристик товара. Так как указание неправильного кода в декларации не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристике товара, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для привлечения организации к административной ответственности. Таким образом, неправильное указание кода товара не относится к недостоверным сведениям о данном товаре, следовательно, действия таможенного органа по привлечению организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ являются неправомерными.

Однако таможенные органы придерживаются иной позиции. Как указывается в п. 1 Письма ФТС России от 29.09.2006 N 01-06/34024 "О направлении обзора правоприменительной практики", заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД России, если это послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является установление субъективной стороны правонарушения.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.06.2009