Организация-рекламораспространитель разместила в журнале объявление, рекламирующее напиток, содержащий 8 процентов этилового спирта. При этом в рекламе имеется предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, занимающее всего 7 процентов рекламной площади объявления. Является ли подобное объявление нарушающим законодательство о рекламе и, если является, предусмотрена ли за него ответственность?

Ответ: Из ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) следует, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Следовательно, в рассматриваемом случае организация нарушила законодательство о рекламе, разместив предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, составляющее менее десяти процентов рекламной площади объявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

При этом из ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе следует, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Согласно ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, организацией-рекламораспространителем нарушено положение, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе. За подобное нарушение организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа от сорока до пятисот тысяч рублей (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 по делу N А29-299/2008, ФАС Поволжского округа от 05.09.2008 по делу N А12-7208/08-С6).

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

11.06.2009