Об отчуждении складских подвальных помещений в многоквартирном жилом доме и восстановлении права собственности на подвальные помещения в нем; о необходимости разработки стандартов и правил саморегулируемых организаций для осуществления строительных видов деятельности; о разработке перечня работ, влияющих на безопасность видов деятельности в области строительства; а также о формировании компенсационного фонда
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2009 г. N Д23-1735
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о проблемах создания саморегулируемых организаций и в пределах своей компетенции сообщает.
1. По вопросам отчуждения складских подвальных помещений в многоквартирном жилом доме и восстановления права собственности на подвальные помещения в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также технические этажи.
Как следует из обращения, индивидуальные складские помещения (для владельцев каждой квартиры) с момента постройки дома не являлись самостоятельными объектами недвижимости и предназначаются исключительно для обслуживания владельцев каждой квартиры.
Принимая это во внимание, данные объекты можно считать принадлежностью квартир, поскольку вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи (ст. 135 Гражданского кодекса).
2. По вопросу о необходимости разработки стандартов и правил саморегулируемых организаций (далее - СРО) для осуществления строительных видов деятельности.
Согласно ст. 55.5 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) СРО вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ, а также правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, СРО не наделяется обязанностью по изданию указанных документов. Решение о необходимости издания дополнительных более жестких требований принимается СРО. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 55.5 Федерального закона N 148-ФЗ документы СРО не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов.
3. По вопросу разработки перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность видов деятельности в области строительства.
Во исполнение ч. 7 ст. 8 Федерального закона N 148-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 установлено следующее:
перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Минрегионом России;
государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Ростехнадзором.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 864 вышеуказанный Перечень утвержден Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274. Обращаем внимание, что согласно ст. ст. 47 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации иные виды работ, не включенные в данный Перечень, могут осуществляться без наличия лицензии или наличия членства в СРО.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, которым утверждено Положение о Минрегионе России, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
4. По вопросу формирования компенсационного фонда.
Согласно ст. 55.4 Федерального закона N 148-ФЗ некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО при условии наличия сформированного компенсационного фонда.
Кроме того, СРО обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Следует отметить, что до 1 января 2010 г. осуществление видов деятельности в области строительства возможно только на основании соответствующей лицензии. Наличие членства в СРО не является обязательным условием до указанной даты. По истечении указанного срока осуществление работ в области строительства, Перечень которых утвержден вышеуказанным Приказом Минрегиона России, может осуществляться только при условии наличия членства в СРО.
Виды работ в области строительства, не указанные в названном Перечне, с 09.12.2008 могут осуществляться без наличия лицензии и членства в СРО.
Директор
Департамента недвижимости
А. И.ИВАКИН
10.06.2009