Российская организация выполняет работы по разработке и дизайну рекламных страниц для интернет-сайта, которые заключаются в разработке и написании рекламных текстов, заголовков для рекламных текстов, подборе фотоизображений для рекламных объявлений. Заказчиком является организация, зарегистрированная в Германии, не имеющая представительства или филиала на территории РФ. Каков порядок налогообложения НДС работ, выполняемых российской организацией?

Ответ: В случае выполнения российской организацией работ по разработке и дизайну рекламных страниц для интернет-сайта по договору с иностранным заказчиком, зарегистрированным в Германии, местом реализации данных работ является территория РФ. Следовательно, российской организации необходимо со стоимости таких работ в общеустановленном порядке исчислить НДС, предъявить его заказчику и уплатить налог в бюджет.

Обоснование: Объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ, которая содержит правила определения места реализации работ (услуг) в зависимости от вида реализуемых работ (услуг).

По общему правилу, в случае если в отношении конкретного вида работ, услуг не установлено специальное правило, местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если исполнитель осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В отношении определения места реализации рекламных услуг действует специальное правило. Согласно абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является рекламопроизводителем (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации российская организация выполняет работы (услуги), связанные с изготовлением рекламных материалов, следовательно, является рекламопроизводителем.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что специальная норма абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на основании которой местом реализации рекламных услуг признается место осуществления деятельности покупателя, не применяется в отношении рекламопроизводителя (Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-08/131).

Кроме того, по мнению Минфина России, пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ применяется в отношении дизайнерских услуг (Письмо Минфина России от 31.07.2012 N 03-07-08/223).

Таким образом, в отношении работ (услуг) по разработке и дизайну рекламных материалов место реализации следует определять по общему правилу, то есть местом реализации рассматриваемых услуг следует признать территорию РФ, поскольку исполнитель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Следовательно, со стоимости выполняемых работ по разработке и дизайну рекламных страниц для интернет-сайта российской организации - исполнителю следует исчислить НДС к уплате в бюджет в общеустановленном порядке и предъявить его в составе стоимости иностранному заказчику.

И. А.Елизарова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

09.12.2013