Процессуальные особенности банкротства

(Зайцева В. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 января 2003 года

В. В. ЗАЙЦЕВА

Зайцева Виктория Владимировна, кандидат юридических наук, старший консультант ВАС РФ.

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г. (далее - АПК РФ или Кодекс) глава 28 посвящена рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве). В АПК РФ 1995 г. содержалась лишь одна ст. 143 в главе 19 "Особенности производства по отдельным категориям дел", которая посвящалась рассмотрению дел о банкротстве организаций и граждан. Заметим, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве - эта категория дел рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в п. 1 ст. 32 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - новый Закон о банкротстве). Попытаемся проанализировать основные особенности рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, которые установлены этим Законом.

Подведомственность и подсудность дел о банкротстве

В ст. 38 "Исключительная подсудность" АПК РФ закреплено правило о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена и в п. 1 ст. 33 нового Закона о банкротстве. В соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон спор, подведомственный арбитражному суду, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом. Так, в новом Законе о банкротстве, как и в прежнем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., прямо указывается, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. А вот размер задолженности, при наличии которого арбитражный суд принимает заявление о признании должника к своему производству, изменился. В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. размер задолженности должника, являющегося юридическим лицом, должен был составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда, а должника - гражданина - не менее ста минимальных размеров оплаты труда. Теперь же заявление принимается арбитражным судом к своему производству, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, а к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей (п. 2 ст. 6 нового Закона о банкротстве). Срок, в течение которого указанные требования не должны быть исполнены, не изменился. Он составляет три месяца (п. п. 1 и 2 ст. 3 нового Закона о банкротстве). В Законе лишь уточняется, что срок исчисляется с той даты, когда данные требования должны были быть исполнены. Новый Закон о банкротстве, как и Закон о банкротстве 1998 г., содержит оговорку о том, что самим Федеральным законом могут быть установлены иные признаки банкротства (п. 3 ст. 3). Например, в новом Законе о банкротстве (п. 1 ст. 224), как и в Законе о банкротстве 1998 г. (п. 1 ст. 174), предусматривается, что, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке банкротства независимо от суммы требований. Как в Законе о банкротстве 1998 г. (ст. 177), так и в соответствии с нормами нового Закона о банкротстве (п. 1 ст. 227) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается независимо от размера кредиторской задолженности. Вместе с тем заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом <*> может быть подано только при условии наличия у него средств, которые необходимы для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227). Причем в этом случае порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ. -------------------------------- <*> Согласно ст. 2 нового Закона о банкротстве уполномоченными органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований.

Кроме того, иные требования новым Законом о банкротстве устанавливаются в отношении стратегических предприятий и организаций, а также в отношении субъектов естественных монополий. Срок, в течение которого ими не исполняются требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей, составляет шесть месяцев (п. 3 ст. 190 и п. 2 ст. 197 нового Закона о банкротстве). Помимо этого, в п. 4 ст. 190 и в п. 3 ст. 197 нового Закона о банкротстве указывается и иной размер задолженности, при наличии которого суд принимает заявление о признании должника, являющегося стратегическим предприятием или организацией либо субъектом естественных монополий, банкротом. Требования к ним должны в совокупности составлять не менее чем пятьсот тысяч рублей. Причем, говоря о субъекте естественных монополий, новый Закон о банкротстве добавляет еще одно условие. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не должны быть удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди в соответствии со ст. 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников <*>. Новый Закон о банкротстве, как и Закон о банкротстве 1998 г., делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в деле о банкротстве (ст. 34), а вторая группа - это лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35). -------------------------------- <*> Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В. В. Яркова. Юрист, 2001. С. 264.

Деление участников на перечисленные группы в общем-то соответствует структуре рассмотрения дела о банкротстве. Лица, участвующие в деле о банкротстве, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о банкротстве арбитражным судом, а во-вторых, при проведении какой-либо процедуры банкротства. Лица, участвующие в арбитражном процессе, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности только в первом случае. В новом Законе о банкротстве перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, является исчерпывающим, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. В новом Законе о банкротстве состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом: - должник; - арбитражный управляющий; - конкурсные кредиторы; - уполномоченные органы; - федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Например, в соответствии со ст. 192 нового Закона о банкротстве в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций, указан федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация. Согласно ст. 198 Закона лицом, участвующим в деле о банкротстве субъектов естественных монополий, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии; - лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Данная категория лиц, участвующих в деле о банкротстве, является новой, и введена она в связи с появлением такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление. Новый Закон о банкротстве к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе, относит представителя работников должника; представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия; представителя учредителей (участников) должника; представителя собрания кредиторов или представителя комитета кредиторов. Перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в новом Законе о банкротстве, как и в Законе о банкротстве 1998 г., является открытым. В случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, к числу лиц, являющихся лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут быть отнесены и другие лица. Однако новый Закон о банкротстве не называет каких-либо новых лиц по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. Под иными лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в новом Законе о банкротстве имеются в виду, в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (п. 1 ст. 183), федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 187). В соответствии со ст. 54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

Представительство в деле о банкротстве

В АПК РФ в главе 6 "Представительство в арбитражном суде" введены существенные ограничения в отношении лиц, которые вправе быть представителями в арбитражном суде. Так, представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (ч. 3 ст. 59 АПК РФ). Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ч. 4 ст. 59 АПК РФ). Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ). Однако в новом Законе о банкротстве допускается возможность участия в качестве представителей в деле о банкротстве как граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, так и организаций, любых лиц, в том числе аудиторов, оценщиков, экономистов и иных специалистов (п. 1 ст. 36). Представляется, что в данном случае в силу ч. 1 ст. 223 АПК РФ и п. 1 ст. 32 нового Закона о банкротстве приоритет должен отдаваться нормам Закона о банкротстве. То есть ограничения в отношении представительства организаций в арбитражном суде, установленные ч. 5 ст. 59 АПК РФ, на наш взгляд, не должны применяться при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве. В этом случае арбитражные суды, как нам представляется, будут руководствоваться нормами ст. 36 "Представительство в деле о банкротстве" нового Закона о банкротстве.

Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом

В отличие от АПК РФ 1995 г., в новом АПК РФ нет института отказа в принятии искового заявления. Между тем новый Закон о банкротстве этот институт предусматривает. В соответствии со ст. 43 Закона судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в следующих случаях. Во-первых, если нарушены правила о подведомственности и подсудности дел о банкротстве, предусмотренные п. 2 ст. 33 нового Закона о банкротстве. Во-вторых, если нарушены правила подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства. В-третьих, если есть основания для отказа в принятии заявления, предусмотренные АПК РФ. Однако, как уже было сказано, АПК РФ не содержит норм, регулирующих институт отказа в принятии заявления к производству. Получается, что только по первым двум из перечисленных оснований и только при принятии заявлений о признании должника банкротом будет использоваться арбитражными судами институт отказа в принятии заявления к производству. Следовательно, это будет являться особенностью рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел о банкротстве

В соответствии с ч. 2 ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Частью 4 ст. 228 нового Закона о банкротстве установлено, что дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично. При этом необходимо отметить, что отдельные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть разрешены судьей единолично. Например, п. 7 ст. 42 нового Закона о банкротстве предусмотрено, что ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей, то есть единолично, причем не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон. Следует отметить, что ч. 1 ст. 93 АПК РФ аналогичным образом регулирует данный вопрос. Кроме этого, в п. 1 ст. 60 нового Закона о банкротстве указывается, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных данным Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются судьей единолично. Также в соответствии с п. 1 ст. 48 нового Закона о банкротстве судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда, то есть единолично. Согласно п. 1 ст. 49 нового Закона о банкротстве, определение о введении процедуры наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично.

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 нового Закона о банкротстве). В ст. 134 АПК РФ определяется срок подготовки дела к судебному разбирательству, который не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. В ст. 152 АПК РФ устанавливается срок для рассмотрения арбитражным судом первой инстанции дела и принятия решения по нему, который составляет один месяц. Причем этот срок исчисляется со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено новым АПК РФ, то есть после подготовки дела к судебному разбирательству. Таким образом, общий срок рассмотрения дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца. Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что новый Закон о банкротстве не проводит разграничения между двумя сроками - сроком на подготовку дела к судебному разбирательству и сроком рассмотрения дела в судебном разбирательстве. Тем не менее дела о банкротстве рассматриваются по правилам АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Новым Законом о банкротстве не устанавливается срок подготовки дела к судебному разбирательству. Стало быть, данный срок будет составлять два месяца, то есть в этом случае будут применяться нормы АПК РФ. Следовательно, в судебном заседании дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий пяти месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве будет составлять семь месяцев. Подготовка дела к судебному разбирательству, как в соответствии с нормами АПК РФ, так и нового Закона о банкротстве, проводится судьей единолично по каждому делу о банкротстве, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. Новый Закон о банкротстве дополнительно к тем действиям, которые совершает судья при подготовке дела к судебному разбирательству, в соответствии с положениями АПК РФ устанавливает следующие действия <*>. -------------------------------- <*> Заметим, что в новом Законе о банкротстве используется термин "арбитражный суд", а не "судья".

Во-первых, арбитражный суд при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, а также осуществляет иные предусмотренные этим Законом полномочия (п. 2 ст. 50 нового Закона о банкротстве). Во-вторых, по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного банкротства. На второе правомочие арбитражного суда хотелось бы обратить особое внимание. Это связано с тем, что, как уже было сказано, дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Подготовка же дела, в том числе о банкротстве, к судебному разбирательству проводится судьей единолично. В п. 3 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при перечислении действий, которые судья совершает при подготовке дела к судебному разбирательству, говорится не о назначении экспертизы, а о разрешении вопроса о назначении экспертизы. Таким образом, в соответствии с нормами АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству лишь решается вопрос о целесообразности назначения экспертизы. Само же назначение экспертизы, по нашему мнению, возможно лишь в судебном заседании. В случае рассмотрения дела о банкротстве это особенно важно, так как данные дела рассматривается коллегиальным составом судей. Возможно, лица, участвующие в деле о банкротстве, воспользуются своим правом заявить отвод судье или судьям либо эксперту. Каким образом судья, единолично осуществляющий подготовку дела к судебному разбирательству, сможет разрешить заявленный отвод? Ведь в этом случае отсутствует коллегиальный состав, рассматривающий дело о банкротстве. Таким образом, представляется, что при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству судья лишь вправе разрешить вопрос о назначении экспертизы в целях выявления признаков фиктивного банкротства. Назначение же такой экспертизы возможно лишь при рассмотрении дела о банкротстве в судебном заседании коллегиальным составом суда.

Название документа