Муниципальный заказчик (бюджетное учреждение) проводит открытый конкурс на оказание услуг по организации командировок работников для нужд учреждения. Конкурсной документацией предусмотрено, что услуги оказываются по конкретным заявкам заказчика исходя из общего объема услуг на сумму, не превышающую начальную (максимальную) цену контракта. В проекте муниципального контракта, являющегося составной частью конкурсной документации, установлено, что заказчик вправе в любой момент приостановить или прекратить подачу заявок исполнителю при прекращении потребности заказчика в услугах исполнителя или по иным обстоятельствам без объяснения причин приостановления или прекращения подачи заявок. Соответствует ли данное условие проекта контракта законодательству?

Ответ: Статья 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) устанавливает требования к содержанию конкурсной документации.

К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (ч. 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Частью 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ определено, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 11 и 12 данной статьи, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 6 ст. 42, ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. 5 и 6 ст. 54 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 - 6.6 и 8.1 данной статьи.

Следовательно, Законом N 94-ФЗ установлено четкое требование, согласно которому при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Представляется, что приостановление или прекращение подачи заказчиком в процессе исполнения контракта заявок на оказание услуг, являющихся предметом контракта, не является изменением его условий.

Положения Закона N 94-ФЗ не устанавливают запрет на осуществление заказчиком подобных действий, следовательно, в данном случае действует норма ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ, согласно которой законодательство Российской Федерации о размещении заказов (в том числе Закон N 94-ФЗ) основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Гражданским законодательством (в том числе гл. 39 ГК РФ) не установлено запрета на приостановление или прекращение подачи заказчиком заявок на оказание исполнителем услуг.

Таким образом, условие проекта муниципального контракта, являющегося составной частью конкурсной документации, которым установлено, что заказчик вправе в любой момент приостановить или прекратить подачу заявок исполнителю при прекращении потребности заказчика в услугах исполнителя или по иным обстоятельствам без объяснения причин приостановления или прекращения подачи заявок, соответствует законодательству.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 N А33-6084/2008-03АП-2188/2008).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.06.2009