Банкротство: внешнее управление имуществом должника - юридического лица (сравнительный анализ по конкурсному праву России и Украины)

(Дихтяр А. И., Волкова Н. А.) ("Юрист", N 12, 2002) Текст документа

БАНКРОТСТВО: ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ДОЛЖНИКА - ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО КОНКУРСНОМУ ПРАВУ РОССИИ И УКРАИНЫ)

А. И. ДИХТЯР, Н. А. ВОЛКОВА

Дихтяр А. И., к. ю.н., доцент, член РАЮН, зав. кафедрой "Гражданское право и процесс" Орловского государственного технического университета.

Волкова Н. А., юрисконсульт ЗАО "Мценский завод вторцветмет".

В гражданских правоотношениях часто возникают ситуации, при которых отдельные участники оказываются не в состоянии исполнить свои денежные обязательства на момент наступления срока платежа. Основной причиной неплатежеспособности является отсутствие или недостаточность денежных средств. Для разрешения подобных проблем в любой стране с развитой рыночной системой одним из основных элементов механизма правового регулирования является институт несостоятельности (банкротства). Это характерно и для правовых систем России и Украины. В России правовые основы регулирования отношений в сфере несостоятельности регулируются Гражданским кодексом и Федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ, "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 02.01.2000 N 6-ФЗ, 19.06.2001 N 86-ФЗ, 07.08.2001 N 116-ФЗ, 21.03.2002 N 31-ФЗ), "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ (утратит силу с 01.01.2005), а также Арбитражно-процессуальным кодексом РФ 2002 года (ФЗ от 24.07.2002 N 95-ФЗ) и др. Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 2002 года) предусматривает немало нововведений правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). Необходимо учитывать, что заключительные и переходные положения предусматривают несколько этапов вступления положений этого Закона в силу: 1) основная часть вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования; 2) пункт 3 статьи 231 (касающийся полномочий регулирующего органа в отношении арбитражных управляющих, не являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих) - с момента официального опубликования Закона; 3) параграф 6 главы 9 (посвященный банкротству субъектов естественных монополий) - с 1 января 2005 года; 4) положение абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 (запрещающего возложение на регулирующий орган функций уполномоченного органа, представляющего законные интересы государства как кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам и (или) собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника) вступает в силу по истечении 3 месяцев после дня вступления в силу самого Закона. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. Вместе с тем статьей 233 предусматривается в определенных случаях применение арбитражными судами ранее действовавшего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (далее - Закон 1998 г.). Под несостоятельностью Федеральный закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года <*> понимает неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Основанием для признания юридического лица банкротом является просрочка платежа в течение 3 месяцев в размере не менее 100000 рублей (статья 6.2), а по Закону 1998 года - не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В отношении кредитных организаций и естественных монополий ТЭК, а также стратегических предприятий установлены иные признаки несостоятельности. -------------------------------- <*> Российская газета. 02.11.2002. N 209 - 210.

Должник - субъект естественных монополий считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50000 минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены должником в течение 6 месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации должника, в том числе права требования. Стратегические предприятия и организации (перечень которых утверждается Правительством РФ) считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий и организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее 500000 рублей (статья 190 Закона 2002 г.). Правовые нормы, касающиеся названных организаций, появились в Законе о банкротстве впервые, что продиктовано необходимостью обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, составляющим в совокупности не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, если соответствующие требования не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (статьи 2 и 36 ФЗ N 40-ФЗ). Дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии (статья 181.2 Закона 2002 г.). Следует отметить, что при проведении в России реформы законодательства для возбуждения дела о банкротстве юридических лиц по общим (базовым) основаниям увеличены размеры задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам субъектов, в отношении которых могут возбуждаться дела о банкротстве. Новый Закон о банкротстве 2002 года предусматривает возможность банкротства коммерческих организаций (за исключением казенных предприятий), а также некоммерческих организаций, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций (статья 1.2). Институт банкротства на Украине регулируется Законом "О банкротстве" <*> в редакции Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 30 июня 1999 года N 784-XIV с последними изменениями, внесенными Законом от 07.03.2002 (далее - Закон Украины), Хозяйственным процессуальным кодексом с последними изменениями, внесенными Законом от 21 июня 2001 года N 2539-III <**>, и иными законодательными актами Украины. -------------------------------- <*> Вiдомостi Верховноi Ради. 2002. N 33. Ст. 235. <**> Урядовий курьер. 10 июля 2001 года.

Под банкротством Закон Украины понимает признание хозяйственным судом неспособности должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через назначение ликвидационной процедуры. Должник - это субъект предпринимательской деятельности, неспособный исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты. Субъектами банкротства могут быть юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением казенных предприятий, а также конкретных предприятий коммунальной собственности, о запрете банкротства которых принято решение совета органа местного самоуправления. К должникам (банкротам) приравнены некоммерческие организации в форме потребительского общества, благотворительного или другого фонда. Не могут быть субъектами банкротства структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения) (статьи 1 и 5). В соответствии со статьей 6.3 Закона Украины дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредиторов к должнику в совокупности составляют не менее 300 минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Российский Закон 2002 года устанавливает пять процедур банкротства, которые могут быть применены к должнику - юридическому лицу: наблюдение (цель - обеспечение мер, направленных на сохранность имущества и анализ финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов); финансовое оздоровление (цель - восстановление платежеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности), внешнее управление (цель - восстановление платежеспособности должника); конкурсное производство (цель - соразмерное удовлетворение требований кредиторов); мировое соглашение (удовлетворение требований кредиторов в течение определенного срока). Процедура финансового оздоровления является новеллой для российского законодательства о банкротстве и может вводиться после завершения процедуры наблюдения. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года. Закон Украины предусматривает четыре процедуры банкротства: распоряжение имуществом должника (цель аналогична процедуре наблюдения по закону России); мировое соглашение; санация (восстановление платежеспособности) должника; ликвидация банкрота. С экономической точки зрения внешнее управление имуществом должника (на Украине - санация) является судебной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности. Санация определена в статье 1 Закона Украины как система мер, которые совершаются во время проведения дела о банкротстве с целью предупреждения признания должника банкротом и его ликвидации, направленные на оздоровление финансово-хозяйственного состояния должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. По Закону России 2002 года внешнее управление вводится арбитражным судом сроком на 18 месяцев, которое может быть продлено определением арбитражного суда сроком до 6 месяцев (статья 93.2). Вместе с тем совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года (статья 92.2). Аналогичные нормы содержатся и в Законе о банкротстве Украины (статья 17.1). В отношении некоторых организаций-должников российское законодательство о банкротстве устанавливает более продолжительные сроки для процедуры внешнего управления (крестьянские (фермерские) хозяйства (статья 219.4), сельскохозяйственные (статья 178.3), градообразующие (статья 172), субъекты естественных монополий ТЭК (статья 14 ФЗ N 122-ФЗ)). Наряду с этим Закон не предусматривает введения внешнего управления для кредитных организаций, ликвидируемого должника, отсутствующего должника. Таким образом, новый Закон 2002 года увеличил базовый срок внешнего управления с 12 до 18 месяцев, сохранив возможность его продления. По Закону Украины также предусмотрены продолжительные сроки процедуры санации в отношении некоторых юридических лиц: градообразующих предприятий (статья 42), особо опасных (статья 43). Закон не предусматривает введения внешнего управления для должника, который ликвидируется собственником (статья 51), отсутствующего должника (статья 52). Как по Закону России, так и по Закону Украины введение процедуры внешнего управления (санации) предусматривает определенные последствия. В частности, руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия, кроме случаев, предусмотренных Законом, и другие (статья 94 Закона России 2002 г.). С момента введения внешнего управления внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перевод на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством (статья 81 Трудового кодекса). В соответствии со статьей 17.4 Закона Украины при введении санации полномочия руководителя должника прекращаются, управление должником переходит к управляющему санацией, кроме случаев, когда санация вводится хозяйственным судом в связи с тем, что инициатором возбуждения дела о банкротстве выступил руководитель организации-должника. В подобной ситуации происходит совмещение двух процедур банкротства - распоряжения имуществом должника и санации (что исключается по Закону России). С учетом этого хозяйственный суд выносит определение о назначении распорядителя имущества, предложенного комитетом кредиторов, и управляющего санацией - руководителя должника (статья 53 Закона Украины). Руководитель должника исполняет полномочия управляющего санацией без лицензии и продолжает получать заработную плату, которую получал до назначения его управляющим санацией. При этом органы управления юридического лица, управляющий санацией (руководитель должника) и распорядитель имуществом действуют с ограничениями, установленными для процедуры распоряжения имуществом (статья 13.13). Эти ограничения до утверждения плана санации касаются, в частности, совершения следующих сделок: передачи недвижимого имущества в аренду, залог, внесения указанного имущества в уставный фонд хозяйственного товарищества или распоряжения таким имуществом иным образом; получения и выдачи ссуд (кредитов), поручительства и выдачи гарантий, уступки права требования, перевода долга, а также передачи в доверительное управление имущества должника; распоряжения иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более одного процента балансовой стоимости активов должника. В отличие от российского Закона о банкротстве Закон Украины не содержит правовых норм, определяющих судьбу руководителя организации-должника, если он не назначен управляющим санацией. Как справедливо отметил Поляков Б. М., управляющий не подлежит увольнению, а продолжает состоять в трудовых отношениях с организацией. Эта неопределенность диктует необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в КЗоТ Украины, как это сделано при принятии в России Трудового кодекса (ФЗ от 30.12.2001 N 197-ФЗ) и нового Закона о банкротстве 2002 года. -------------------------------- <*> Поляков Б. М. Совершенствование правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в Украине. Донецк: Донбасс, 2001. С. 259.

Важной фигурой в процедуре внешнего управления (санации) является внешний управляющий, а на Украине - управляющий санацией. В соответствии со статьей 1 Закона Украины арбитражный управляющий - физическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для осуществления (проведения) процедуры банкротства. Закон установил некоторые требования к кандидатуре арбитражного управляющего: это должно быть физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности, который обладает специальными знаниями, имеет соответствующую лицензию и не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Закон России 2002 года в этом вопросе предусмотрел более высокие требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Арбитражным управляющим может быть гражданин России, который соответствует следующим требованиям: 1) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 2) имеет высшее образование и сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; 3) имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности в качестве руководителя или заместителя руководителя организации, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику; 4) прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; 5) не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 6) является членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Закон устанавливает и иные ограничения и, более того, предоставляет право конкурсным кредиторам или собранию кредиторов выдвигать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. При этом они вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему (статьи 20 и 23). Законы о банкротстве России и Украины во многом закрепляют за арбитражными управляющими аналогичные права и обязанности при осуществлении внешнего управления (санации). Вместе с тем следует отметить некоторые различия. В частности, Закон Украины возлагает на управляющего санацией только организацию ведения бухгалтерского и статистического учета и финансовой отчетности, а по Закону России 2002 года ведение такого учета и отчетности отнесено непосредственно к обязанности внешнего управляющего. Далее, рассмотрение заявлений управляющего санацией о признании сделки недействительной и возврате всего полученного по такой сделке осуществляется хозяйственным судом в процедуре производства по делу о банкротстве. В соответствии с Законом России 2002 года подобные требования рассматриваются в порядке искового производства судом общей юрисдикции или арбитражным судом, то есть вне производства по делу о банкротстве должника. План внешнего управления, разработанный арбитражным управляющим, утверждается собранием кредиторов, а план санации - комитетом кредиторов. Законы России и Украины ограничивают полномочия внешнего управляющего и управляющего санацией в совершении крупных сделок, связывая осуществление таких сделок с планом внешнего управления (санации) или необходимостью их согласования с собранием (комитетом) кредиторов. При этом Законы различно определяют понятие "крупная сделка". По Закону Украины крупной считается сделка, если балансовая стоимость отчуждаемого имущества превышает один процент балансовой стоимости активов должника на день заключения сделки (статья 1). Российский Закон 1998 года при определении понятия "крупная сделка" закреплял дифференцированный подход с учетом того, движимым или недвижимым имуществом является объект сделки. Новый Закон о банкротстве отказался от названной дифференциации и к крупным относит сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки (статья 101.2). В отличие от внешнего управляющего управляющий санацией совершает сделки как предусмотренные, так и не предусмотренные планом санации. По российскому Закону, например, в случае, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20 процентов размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов (статья 104.1). Отсутствие указанной нормы в украинском законодательстве предоставляет управляющему неограниченные полномочия, что может привести к злоупотреблениям в работе управляющих и, возможно, возникновению дополнительных расходов должника. Российский Закон 2002 года (статьи 109 и 156) и Закон Украины (статьи 18 и 37) предусматривают меры восстановления платежеспособности должника, которые в основном аналогичны: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание (ликвидация - по Закону Украины) дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами или третьим лицом (по Закону Украины - обязательство инвестора о погашении долга (части долга); увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц и размещение дополнительных обыкновенных акций должника (не предусмотрены Законом Украины); продажа предприятия должника (по закону Украины - для негосударственных предприятий продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса); замещение активов должника (не предусмотрено Законом Украины). Перечни мер не являются исчерпывающими. Эти меры могут реализоваться в рамках плана внешнего управления (плана санации), мирового соглашения, в том числе с привлечением третьих лиц (инвесторов), заключением соглашения о переводе долга на третье лицо и иными способами, не противоречащими законодательству России и Украины. Как справедливо отметил Поляков Б. М., в Законе Украины (впрочем, как и в российском законодательстве) содержание всех предлагаемых мер по возобновлению платежеспособности должника не раскрывается или дается фрагментарно, что значительно снижает применение процедуры санации (внешнего управления). Нельзя не согласиться с мнением Б. М. Полякова, который считает, что процедура санации в Законе Украины должна быть детально регламентирована, поскольку инвестирование любого производства должно иметь четкую программу и юридические гарантии ее сохранения <*>. -------------------------------- <*> Поляков Б. М. Совершенствование правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в Украине. Донецк: Донбасс, 2001. С. 266.

Закон России о банкротстве 2002 года предусматривает новые меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, относительно которых в юридической, экономической литературе и практике антикризисного управления высказывались противоречивые мнения. Это касается исполнения обязательств должника собственником должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками должника) либо третьими лицами, увеличения уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещения дополнительных обыкновенных акций и замещения активов должника. Следует отметить, что Закон, предусматривая указанные меры, закрепляет механизм их реализации, в котором участвуют кроме арбитражного управляющего также органы управления должника и собрание кредиторов. Вместе с тем необходимо обратить внимание на такие меры, которые отсутствуют в Законе России 2002 года, но предусмотрены Законом Украины и могут содержаться в плане санации: реструктуризация предприятия; получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника, увольняемым согласно плану санации, который возмещается в первую очередь за счет реализации имущества должника; увольнение работников должника, которые не могут быть задействованы в процессе реализации плана санации. Выходные пособия в этом случае выплачиваются за счет инвестора, а при его отсутствии - за счет кредита, полученного для этой цели (статья 18.2). Законы России и Украины о банкротстве предусматривают особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц. Так, Закон Украины (статья 43) определяет особенности банкротства особо опасных предприятий (предприятия угольной, горнодобывающей, атомной, химической, химико-металлургической, нефтеперерабатывающей и иных отраслей). Российское законодательство тоже предусматривает особенности осуществления внешнего управления отдельных субъектов: градообразующих, сельскохозяйственных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий, стратегических предприятий и организаций. Исследование особенностей внешнего управления названных субъектов не является предметом настоящей статьи и требует отдельного рассмотрения. Законы России (статьи 118 и 119) и Украины (статья 21) предусматривают, что при завершении внешнего управления (санации) внешний управляющий (управляющий санацией) обязан представить отчет на утверждение собранию кредиторов и арбитражному (хозяйственному) суду, что является важным моментом в процессе внешнего управления (санации), поскольку с этим связана возможность перейти к ликвидационной процедуре или расчетам с кредиторами, в случае восстановления платежеспособности должника. Расчеты с кредиторами осуществляются внешним управляющим (управляющим санацией) в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня утверждения отчета управляющих арбитражным (хозяйственным) судом. В заключение целесообразно сделать вывод, что сравнительные исследования, по мнению автора, способствуют более углубленному изучению законодательства, выявлению пробелов и противоречий в отдельных правовых системах, а с другой стороны, свидетельствуют о тенденциях унификации в правовом регулировании определенных отношений в сфере несостоятельности (банкротства).

Название документа