Является ли рассмотрение органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, жалобы на действия бюджетного учреждения (государственного заказчика), поданной участником размещения заказа, в течение не 5, а 8 рабочих дней основанием для признания недействительным решения о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации по требованию заказчика?

Ответ: В соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в ч. 1 данной статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:

1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;

2) выдать указанным в ч. 1 данной статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Частью 2 ст. 60 Закона N 94-ФЗ установлено, что участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе направить в органы, указанные в ч. 1 данной статьи, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ. Возражение на жалобу направляется в орган, указанный в ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона N 94-ФЗ органы, указанные в ч. 1 данной статьи, обязаны рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом указанные органы вправе направить заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, участнику размещения заказа, подавшему жалобу, запрос о представлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

Частью 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в ч. 1 данной статьи, принимают решение, в частности, о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ.

Следует признать, что само по себе увеличение срока рассмотрения жалобы не влияет на правомерность принятого по его итогам решения.

ФАС Московского округа в Постановлении от 08.12.2008 N КА-А40/11012-08, рассматривая заявление о признании недействительным решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы участника размещения заказа на действия конкурсной комиссии заказчика при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также признании недействительным предписания об аннулировании торгов на право заключения государственного контракта, выданного на основании указанного решения, признал несостоятельной ссылку другого участника размещения заказа на нарушение заказчиком установленного ч. 3 ст. 60 Закона N 94-ФЗ срока рассмотрения жалобы (пять рабочих дней). Суд указал, что данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.

Заметим, что Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 01.08.2008 N А40-18560/08-146-212, указанным Постановлением оставленном без изменения, указал: такое правовое последствие нарушения указанного в ч. 3 ст. 60 Закона N 94-ФЗ срока, как признание недействительными решения и предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, Законом N 94-ФЗ не предусмотрено.

Представляется, что данный подход следует применять не только в той ситуации, когда на нарушение отмеченного в ч. 3 ст. 60 Закона N 94-ФЗ срока указывает другой участник размещения заказа, но и в ситуации, когда на это указывает и заказчик.

Следовательно, рассмотрение органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, жалобы на действия бюджетного учреждения (государственного заказчика), поданной участником размещения заказа, в течение не пяти, а восьми рабочих дней, основанием для признания недействительным решения о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации по требованию заказчика не является.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.06.2009