Вправе ли орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, возвратить жалобу участника размещения заказа, которому государственным заказчиком (бюджетным учреждением) отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на оказание услуг для нужд субъекта РФ, ввиду того, что в жалобе не указано на нарушения прав и законных интересов подателя жалобы, однако иные требования на обжалование действий (бездействия) заказчика, предусмотренные Законом N 94-ФЗ, соблюдены?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если:
1) жалоба не содержит сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ;
4) жалоба на те же действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда;
5) жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных ч. 4 или 5 ст. 57 Закона N 94-ФЗ;
6) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти;
7) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
3) указание на размещаемый заказ;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.
Приведенные положения ч. 1 ст. 59 и ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ сформулированы исчерпывающим образом.
Поскольку нормы ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ не предусматривают необходимости указания в жалобе на нарушения прав и законных интересов подателя жалобы, а нормы ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ не содержат такого основания для возврата жалобы, как неуказание в ней на нарушения прав и законных интересов подателя жалобы, орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, возвратить жалобу участника размещения заказа, которому государственным заказчиком (бюджетным учреждением) отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на оказание услуг для нужд субъекта РФ, ввиду того, что в жалобе не указано на нарушения прав и законных интересов подателя жалобы, однако иные требования, предусмотренные Законом N 94-ФЗ, соблюдены, не вправе.
Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.09.2008 N 17АП-5616/2008-АК (Постановлением ФАС Уральского округа от 26.11.2008 N Ф09-8849/08-С1 данное судебное решение оставлено без изменения) пришел к выводу об отсутствии у органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, оснований для возвращения жалобы, разъяснив, что такое основание для возвращения жалобы, как неуказание в жалобе на нарушения прав и законных интересов подателя жалобы, не предусмотрено в ст. 59 Закона N 94-ФЗ.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
04.06.2009