Бюджетным учреждением (госзаказчиком) в установленном порядке размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг для нужд субъекта РФ. В конкурсной документации, также размещенной в установленном порядке, в разделе "Проект государственного контракта" не оговорены условия об ответственности исполнителя за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению государственного контракта. Соответствует ли такая документация законодательству?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Часть 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ устанавливает перечень условий (обстоятельств), которые должна в обязательном порядке содержать конкурсная документация. В данном перечне условия об ответственности исполнителя поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению государственного или муниципального контракта не упомянуты.

Частью 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ закреплено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В силу ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Минэкономразвития России в Письме от 31.12.2008 N Д05-6092 напомнило, что в государственный (муниципальный) контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом.

В Письме от 14.10.2008 N Д05-4408 Минэкономразвития России обратило внимание, что представленный проект государственного контракта не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 9 Закона N 94-ФЗ. А именно государственный контракт должен включать условие о невозможности изменения цены и иных условий исполнения контракта, ответственность заказчика и исполнителя за просрочку исполнения обязательств и ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, порядок осуществления заказчиком приемки оказываемых услуг и другие условия.

Заметим, что Минэкономразвития России выводы о несоответствии требованиям, предусмотренным ст. 9 Закона N 94-ФЗ, изложило дословно по отношению к проекту государственного контракта, а не конкурсной документации.

В Письме от 16.03.2009 N Д05-1241 Минэкономразвития России обратило внимание, что в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ у заказчика при объявлении о проведении торгов или запроса котировок возникает обязательство заключить контракт с победителем торгов или запроса котировок на условиях, установленных в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении запроса котировок.

В то же время Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.10.2008 N 09АП-13338/2008-АК признал ошибочными выводы органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, о том, что факт отсутствия в документации об аукционе в разделе "Проект государственного контракта" условий об ответственности поставщика и заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению государственного контракта свидетельствует о нарушении ч. 9, 10 и 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

Как указал суд, отсутствие этих условий в документации не является основанием для невключения в контракт такой ответственности, в частности применения штрафных санкций, и не свидетельствует о нарушении законодательства при заключении контракта, поскольку не освобождает от ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, которая предусмотрена законодательством - ст. 525, ст. ст. 506 - 523 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, суд отметил, что ч. 9, 10, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предписывают включать такую ответственность именно в контракт и не содержат требований об обязательном включении этих правил в документацию об аукционе.

Представляется, что положения Закона N 94-ФЗ, согласно которым контракт заключается на условиях, указанных в конкурсной заявке и конкурсной документации, не следует понимать таким образом, согласно которому стороны не вправе включать в контракт условия, предусмотренные в Законе N 94-ФЗ в качестве обязательных для указания в контракте, но отсутствующие в конкурсной документации (в том числе проекте контракта как неотъемлемой части документации). Напротив, если в проекте контракта как неотъемлемой части конкурсной документации не указаны условия, которые должны быть указаны в силу Закона N 94-ФЗ, данные условия должны в обязательном порядке включаться в контракт.

При этом отсутствие в проекте государственного контракта, приведенного в конкурсной документации открытого конкурса на оказание услуг для нужд субъекта РФ, условий об ответственности исполнителя за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению государственного контракта с учетом вышеизложенного и приведенной позиции суда не является нарушением Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, указанная документация соответствует законодательству. Иную позицию в рассматриваемой ситуации, возможно, придется отстаивать в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 8 Закона N 94-ФЗ.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.06.2009