Организация по договору поставки приобретает оборудование, инструмент для осуществления текущей деятельности

Доставка товаров производится специальным подразделением организации от заводов-изготовителей или со складов организаций-перевозчиков.

Каким образом должно быть обеспечено документальное оформление рассматриваемых операций с учетом возможных претензий организации к поставщикам (перевозчикам) по качеству/количеству товаров?

Ответ: Для исключения рисков отказа в удовлетворении требований организации к контрагентам, связанных с поставкой товара ненадлежащего качества/количества, необходимо соблюдение процедуры приемки товара, указанной в договорах.

Предусмотренный внутренним положением организации порядок приемки товаров (при его наличии) должен применяться с учетом установленных договорами с контрагентами условий (процедур).

При этом наличие формальных нарушений порядка приемки товаров, в частности реквизитов документов, не является основанием для признания факта поставки некачественного товара недоказанным.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса РФ покупатель (получатель) обязан в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ).

Таким образом, факт поставки товара ненадлежащего качества или недопоставки товара подтверждается документами, оформляемыми при приемке товара.

Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ).

Покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 480 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами (п. 1 ст. 519 ГК РФ).

Таким образом, возможные претензии организации к поставщикам, связанные с поставкой товара ненадлежащего качества или количества, могут быть удовлетворены при наличии документального подтверждения соответствующих обстоятельств. При этом порядок приемки товара определяется законом, договором или обычаями делового оборота.

То есть в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия договора, регулирующие порядок оформления соответствующих ситуаций.

Именно соблюдение установленной договором процедуры приемки товара будет являться доказательством получения товара ненадлежащего качества/количества.

Указанный вывод следует и из судебной практики.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.10.2011 по делу N А56-75203/2009 указал, что, поскольку организацией был нарушен порядок приемки товара по качеству, установленный договором купли-продажи, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (далее - Инструкция N П-7), ст. 513 ГК РФ, ее ссылка на получение товара ненадлежащего качества является неправомерной.

В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2010 по делу N А56-17686/2009 результаты приемки продукции, проведенной с нарушением условий договора и Инструкции N П-7 (применение которой предусмотрено договором), не могут быть приняты в качестве доказательств поставки некачественной продукции.

Согласно Определению ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6256/11 по делу N А68-4684/09 акт о недостаче товара, составленный с участием неуполномоченного лица, не может быть принят в качестве доказательства недостачи товара.

В соответствии с п. 1 ст. 515 ГК РФ, когда договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (п. 2 ст. 510 ГК РФ), покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

При этом, как следует из Постановления Арбитражного суда Пермской области от 28.05.2007 N 17АП-2626/2007-ГК по делу N А71-4674/2006-Г12, осмотр не подразумевает приемку товара по количеству и качеству. То есть данный осмотр не заменяет надлежащим образом оформленной приемки, которая может осуществляться в месте нахождения покупателя по установленным правилам. Кроме того, необходимо учитывать, что товар предложен продавцом в соответствующих упаковке и виде (замороженном). Из чего следует, что осмотр проводить невозможно, поскольку при этом можно изменить вид, а также повредить упаковку, необходимую для транспортировки товара. Сторонами установлена окончательная приемка товара по количеству, качеству и ассортименту уже после непосредственной передачи товара в пункте назначения.

То есть обязанность покупателя по осмотру передаваемых товаров в месте их передачи, закрепленная п. 1 ст. 515 ГК РФ, не тождественна приемке товара по качеству и количеству, которая может осуществляться в ином месте.

Таким образом, для исключения рисков отказа в удовлетворении требований организации к контрагентам, связанных с поставкой товара ненадлежащего качества/количества, необходимо соблюдение процедуры приемки товара, указанной в договорах.

Предусмотренный внутренним положением организации порядок приемки товаров (при его наличии) должен применяться с учетом установленных договорами с контрагентами условий (процедур). В противном случае в удовлетворении требований организации может быть отказано.

При этом наличие формальных нарушений порядка приемки товаров, в частности реквизитов документов, не является основанием для признания факта поставки некачественного товара недоказанным (Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2011 N КА-А40/16885-10 по делу N А40-31314/10-134-230).

Товарная накладная формы N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), оформленная в соответствии с законодательством РФ, может подтверждать только факт получения товара покупателем от поставщика (продавца) по договору купли-продажи оборудования и, соответственно, не может свидетельствовать о его качестве (Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2009 N КГ-А40/6065-09 по делу N А40-25335/08-5-299).

Если в договоре не указаны порядок и место приемки, то при подписании покупателем на складе поставщика накладной без замечаний товар считается принятым по количеству и (или) качеству (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2005 N А57-3991/04-30, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2004 N Ф08-4481/2004). Следует отметить, что судебная практика по данной ситуации немногочисленна (очевидно, ввиду того, что в договорах в большинстве случаев предусматриваются условия и порядок приемки товара).

О. Л.Ефимьева

ЗАО "МСАй ФДП-Аваль"

06.12.2013