Об отсутствии оснований для признания объектом налогообложения по НДС услуг по сдаче в аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2005 - 2006 гг

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июня 2009 г. N 03-07-08/119

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2005 - 2006 гг., и сообщает следующее.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно нормам ст. 148 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., место реализации услуг по предоставлению в пользование морских судов по договору аренды с экипажем определялось на основании пп. 5 п. 1 данной статьи Кодекса по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.

Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2005 г., признавалась территория Российской Федерации и указанные услуги подлежали налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 г., в ст. 148 Кодекса внесены изменения, уточняющие порядок определения места реализации услуг при предоставлении транспортных средств (включая морские суда) по договору фрахтования.

Так, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса в редакции, действующей после 1 января 2006 г., местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями российским организациям, территория Российской Федерации не признается.

Необходимо отметить, что на основании ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006 г., территория Российской Федерации не признавалась и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являлись.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

03.06.2009