О порядке установления налоговой ставки земельного налога; о проведении государственной кадастровой оценки земель в Ростовской области; о рассмотрении в судебном порядке споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель (в том числе при пересмотре кадастровой стоимости земельного участка); об отсутствии полномочий у Минэкономразвития России по проверке легитимности Постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июня 2009 г. N Д06-1512

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам кадастровой оценки и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение о Минэкономразвития России), Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.

1. По вопросу налоговой ставки для расчета налога на землю сообщаем следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса земельный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. По вопросу результатов проведения государственной кадастровой оценки земель в Ростовской области отмечаем следующее.

В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Первый тур государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области проводился в 2002 г. в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).

В 2007 г. была проведена актуализация работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов Ростовской области в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).

Следует отметить, что порядок определения кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими указаниями, различный. При расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по состоянию на дату оценки.

Учитывая изложенное, результаты государственной кадастровой оценки земель 2002 и 2007 гг. могут значительно различаться.

В соответствии с п. 9.4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. В результате проведенной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области нарушений применения Методических указаний не выявлено, о чем Письмом от 23.09.2008 N ВК/4104 сообщено Управлению Роснедвижимости по Ростовской области.

3. По вопросу пересмотра кадастровой стоимости сообщаем, что в соответствии с п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Следует также отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" (далее - Федеральный закон) в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.

Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.

4. По вопросу несоответствия Постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" законодательству Российской Федерации отмечаем следующее.

Согласно Положению о Минэкономразвития России Министерство не уполномочено проверять легитимность нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Однако следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Также сообщаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

02.06.2009