Организация - база отдыха произвела расходы на содержание прилегающей территории: на ремонт дороги, посадку деревьев, установку фонтана и цветочных клумб. По мнению налогового органа, объекты внешнего благоустройства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль ни единовременно, ни путем амортизационных отчислений. Может ли организация учесть данные расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы - это обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

В силу п. 6 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

На основании пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Вместе с тем деятельность базы отдыха относится к объектам социально-культурной сферы, в связи с чем обустройство территории необходимо для обеспечения нормальных условий отдыха, то есть для деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, благоустройство территории в данном случае организация вправе отнести к амортизируемому имуществу в случае соблюдения требований п. 1 ст. 256 НК РФ.

В то же время Минфин России не разрешает учитывать в составе расходов или в виде амортизационных отчислений суммы, затраченные на внешнее благоустройство, ссылаясь на пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ (см., например, Письмо от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777).

Минфин России в Письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203 указывает на то, что в случае если обустройство территории необходимо в соответствии с актами законодательства, то такие расходы учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.

В Письме от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 Минфин России отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие "благоустройство территории". В связи с этим под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Минфин России приходит к выводу о том, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

В то же время по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Суды приходят к выводу о том, что если за счет благоустройства территории организация сможет получить доход, то расходы на благоустройство уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Так, в Постановлении от 04.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1322 ФАС Дальневосточного округа указал на то, что расходы по обустройству территории были осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и муниципальным нормативно-правовым актом.

А в Постановлении от 14.01.2008 N А56-4910/2007 ФАС Северо-Западного округа указал на то, что положения пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ применяются в том случае, если объект внешнего благоустройства сооружен с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного финансирования.

ФАС Московского округа в Постановлении от 23.07.2008 N КА-А40/6654-08 пришел к выводу о том, что наличие слова "благоустройство" в названии объекта не может быть расценено как использование налогоплательщиком объекта, не связанного с его деятельностью, направленной на получение дохода, тем самым организация, использующая объект в деятельности, направленной на получение дохода, вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму амортизационных отчислений.

Таким образом, в данном случае налогоплательщику придется доказать, что объекты благоустройства используются им в деятельности, направленной на получение дохода. В связи с этим правомерность учета средств на благоустройство либо в составе текущих расходов, либо в составе амортизационных отчислений (если соблюдаются условия п. 1 ст. 256 НК РФ) налогоплательщику - базе отдыха, вероятно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.06.2009