Имеют ли право законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать (дифференцировать) ставки транспортного налога на легковые автомобили с учетом экологического класса этих транспортных средств, предусматривая при этом более низкие ставки на транспортные средства более высокого экологического класса?

Ответ: В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.

При этом согласно положениям п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов определение таких элементов налогообложения, как налоговые ставки и порядок уплаты этих налогов, отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, данной нормой НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право законами о региональных налогах устанавливать (в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ) налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно положениям ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В п. 1 ст. 361 НК РФ на федеральном уровне установлены ставки транспортного налога, которые, согласно п. 2 названной статьи, могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта Российской Федерации не более чем в 5 раз.

Таким образом, определение конкретного размера ставок транспортного налога, применяемых в целях налогообложения транспортных средств на территории того или иного субъекта Российской Федерации, является прерогативой законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации.

При этом ст. 361 НК РФ предусмотрено, что допускается установление дифференцированных ставок транспортного налога с учетом полезного использования транспортных средств (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 5 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 5 лет).

В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 Специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Регламент) экологический класс - это классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.

Согласно Приложению N 2 к Регламенту автомобильная техника в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ подразделяется на экологические классы "0", "1", "2", "3", "4" и "5".

Как следует из вышеизложенного, нормами гл. 28 НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время не делегировано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки, учитывающие экологические показатели транспортного средства.

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

30.05.2009