Налогоплательщик планирует ввезти на территорию РФ по грузовым таможенным декларациям брошюры (методические рекомендации) по внешнеторговому контракту. Он считает, что товар соответствует коду ТН ВЭД 4901 99 000 0 (печатные книги, брошюры и прочее) и к нему может быть применима ставка по НДС в размере 10%, как за книжную печатную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой. Какой государственный орган правомочен подтвердить факт отнесения данной продукции к продукции, связанной с образованием, во избежание споров налогоплательщика с таможенным органом в целях применения ставки по НДС в размере 10%?

Ответ: В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" (далее - Постановление N 795) Федеральной таможенной службе по согласованию с Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федеральным агентством по туризму поручено принять меры по исключению возможностей использования материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках указанных в п. 1 данного Постановления Соглашения и Протокола, в целях, не предусмотренных в Соглашении и Протоколе.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 (далее - Перечень) утвержден Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов.

Согласно п. 2 Примечания к Перечню соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в настоящем Перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Данную позицию также поддерживают и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2008 N КА-А40/6597-08 и ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2007 N А56-27146/2006).

Таким образом, приходим к выводу, что органом, уполномоченным подтверждать то обстоятельство, что ввозимая продукция не является рекламными и эротическими изданиями, а относится к сфере образования, науки и культуры в целях применения ставки по НДС в размере 10% во избежание споров налогоплательщика с таможенным органом, является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.05.2009