По результатам налоговой проверки налоговый орган отказал в применении налогоплательщиком налоговых вычетов в целях исчисления НДС по счетам-фактурам, в которых содержалось неверное указание КПП поставщика. Правомерна ли данная позиция налогового органа, если налогоплательщиком соблюдены иные условия, предусмотренные ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ?

Ответ: В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Пункты 5 и 6 ст. 169 НК РФ устанавливают необходимые для оформления счетов-фактур реквизиты.

Между тем указанными положениями, содержащими исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), не предусмотрено указание в счете-фактуре КПП покупателя и продавца, расшифровки подписи главного бухгалтера и руководителя организации. Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие такой информации в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику.

Однако требование об указании КПП содержится в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Данное Постановление содержит форму счета-фактуры, в которой среди реквизитов указаны КПП продавца и КПП покупателя.

Минфин России также отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914" состав реквизита счета-фактуры "Идентификационный номер налогоплательщика" дополнен кодом причины постановки на учет (Письмо Минфина России от 29.07.2004 N 03-04-14/24).

В Письме от 05.04.2004 N 04-03-11/54 Минфин России также настоятельно указывает, что суммы НДС, указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004 г. и в котором отсутствуют код причины постановки на учет, а также расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны.

Данную позицию разделяют также налоговые органы (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 30.03.2004 N 24-11/21675).

Однако по данному вопросу существует сложившаяся в пользу налогоплательщика арбитражная практика. Суды считают, что КПП не является обязательным реквизитом счета-фактуры, поэтому неправомерно отказывать в вычете НДС при его отсутствии или неверном указании (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 N А19-4776/08-43-Ф02-5584/08 и от 27.03.2007 N А19-42500/05-40-52-Ф02-1519/07; ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10343/08-С2 и от 05.03.2008 N Ф09-1107/08-С2; ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 N А55-8800/07 и от 24.04.2008 N А55-14752/07; ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2007, 18.07.2007 N Ф03-А73/07-2/2874; ФАС Московского округа от 17.12.2008 N КА-А40/11795-08 и от 11.03.2008 N КА-А40/1277-08; ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 N Ф08-6493/2008 и от 07.05.2007 N Ф08-2086/2007-883А; ФАС Центрального округа от 27.08.2007 N А64-6075/05-15; ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2008 N А56-39361/2007 и от 08.09.2008 N А42-4477/2007).

Из анализа судебной практики видно, что на сегодняшний день существует обширная практика, поддерживающая налогоплательщика. Однако налоговые органы продолжают руководствоваться позицией, изложенной Минфином России в 2004 г. Учитывая мнение Минфина России, позиция налогового органа является правомерной. Противоположные выводы налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде. При этом, учитывая, что судебная практика поддерживает позицию налогоплательщиков, имеются хорошие шансы отстоять правомерность применения вычетов по счетам-фактурам, которые содержат неверное указание кода причины постановки на учет в налоговом органе поставщика, однако удовлетворяют иным требованиям ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.05.2009