Таможенным органом в целях таможенного контроля проведена проверка в части соблюдения российской организацией требований таможенного законодательства при помещении товара, ввезенного на территорию РФ по внешнеторговому контракту, под режим свободной таможенной зоны. Таможенным органом вынесено заключение о нарушении организацией норм Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) при оформлении ввезенной продукции в соответствии с названным таможенным режимом, выразившемся в передаче другой организации прав владения на эти товары до момента выпуска последних согласно заявленному режиму. Как установил таможенный орган, организация, в отношении которой осуществлялась проверка, до выпуска товара в режиме свободной таможенной зоны заключила договор со сторонней организацией, предметом которого является организация доставки, получения и хранения ввозимого товара. По мнению таможенного органа, именно этот документ и свидетельствует о незаконном распоряжении товаром. Ввиду указанных обстоятельств таможенный орган направил организации, в отношении которой осуществлялась проверка, требование об уплате таможенных платежей и пеней. Правомерны ли действия таможенного органа, если организацией соблюдены условия ст. 9 Закона N 16-ФЗ при помещении товара под режим свободной таможенной зоны и согласно имеющимся документам последующее распоряжение товаром осуществлено после его оформления в режиме свободной таможенной зоны?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ.

В силу п. 2 ст. 9 Закона N 16 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области (п. 4 ст. 9 Закона N 16-ФЗ).

В отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продуктов их переработки допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров (п. 5 ст. 9 Закона N 16-ФЗ).

С учетом изложенного Закон N 16-ФЗ допускает передачу прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Пунктом 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Следовательно, хранение товара не означает перехода прав владения, пользования, распоряжения. Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А21-4491/2007).

С учетом изложенного действия таможенного органа в указанной ситуации неправомерны.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.05.2009