Вправе ли ломбард печатать бланки строгой отчетности (залоговые билеты) при помощи компьютерной программы ВДГБ Ломбард 3 на платформе 1C 8.0? Номера бланков будут зарегистрированы в ИФНС. При помощи программы будут заполняться поля с данными о залоге, заемщике и расчете суммы оплаты. Обязан ли ломбард предоставлять при краткосрочном кредитовании под залог заемщику-физлицу договор займа одновременно с залоговым билетом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 2009 г. N 03-01-15/5-255

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу использования бланка строгой отчетности "Залоговый билет" и сообщает.

Минфин России Приказом от 14.01.2008 N 3н "Об утверждении форм бланков строгой отчетности" утвердил формы бланков строгой отчетности "Сохранная квитанция" и "Залоговый билет", применяемые при оказании услуг ломбардами, в которых учтены требования, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

На основании абз. 2 п. 2 вышеназванного Постановления формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа может изготавливаться не только типографским способом, но и формироваться с использованием автоматизированных систем.

При этом согласно п. 11 Положения для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

В соответствии с п. 12 Положения организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Вместе с тем вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники, которые содержат качественные и количественные нормы, определяющие технические свойства и технические условия функционирования контрольно-кассовой техники.

При этом, по нашему мнению, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, т. е. обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа.

Также следует отметить, что требования к форме договора займа, а также отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона основными видами деятельности ломбарда - специализированной коммерческой организации являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно п. 3 ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) залог возникает в силу договора. Соответственно, залог имущества, переданного ломбарду, возникает на основании договора займа, предоставляемого ломбардом.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Согласно п. 1 ст. 434 части первой Кодекса договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Данное положение основано на норме п. 2 ст. 339 части первой Кодекса, согласно которой договор о залоге должен быть заключен в письменной форме.

Требование о форме договора займа, выдаваемого ломбардом, конкретизировано в п. 4 ст. 7 Федерального закона, согласно которому договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

26.05.2009