Организация в целях увеличения объемов продажи квартир на окнах построенного ею дома разместила вывеску "Продаются квартиры" с указанием на ней своего номера телефона. Вывеска расположена на внешней стороне дома. Может ли организация учесть расходы на размещение вывески в целях исчисления налога на прибыль как расходы на рекламу? Если может, то они будут учтены в расходах в полном объеме или в пределах норматива?

Ответ: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некоему объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, направленное Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).

Учитывая изложенное, затраты на изготовление и размещение вывески в данном случае полностью соответствуют понятию рекламы и, следовательно, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли именно как расходы на рекламу.

При этом к ненормируемым расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Наружная реклама распространяется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации вывеска является наружной рекламой, адресованной неопределенному кругу лиц. Следовательно, затраты на изготовление и размещение данной вывески включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль в полном объеме.

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

23.05.2009