О рекомендации органам госвласти субъектов РФ и местным администрациям решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, установленному Правительством РФ, а также об их праве устанавливать иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или юридического характера

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 2009 г. N 03-01-10/2-62

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сообщает следующее.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно п. 1 указанной статьи недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

При этом ст. 59 Кодекса не конкретизированы обстоятельства экономического, социального, юридического характера, при наличии которых взыскание недоимки является невозможным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" определены основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их списания.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, определенному названным Постановлением.

Вместе с тем нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассматриваются предложения о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 в целях расширения перечня оснований по признанию недоимки безнадежной к взысканию, в частности, в случае вступления в силу решения суда о признании недоимки безнадежной в связи с истечением срока ее взыскания.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом заявления о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть восстановлен судом.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

22.05.2009