Организация в соответствии с контрактом поставки ввезла на таможенную территорию РФ товар по грузовым таможенным декларациям. В ходе мероприятий таможенного контроля, проведенного после выпуска товара в свободное обращение, таможенный орган определил таможенную стоимость ввезенного товара по резервному (шестому) методу и вынес два решения об определении таможенной стоимости товара. Данные обстоятельства послужили основанием для направления организации требования об уплате таможенных платежей, в том числе ввозной таможенной пошлины, НДС и пени. Организация считает данное требование незаконным, ссылаясь на то обстоятельство, что оно было направлено ей по истечении месяца со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Правомерна ли позиция организации в данном случае?

Ответ: Основания и порядок выставления требования об уплате таможенных платежей регламентируются ст. ст. 348 и 350 Таможенного кодекса РФ.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее десяти дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (п. п. 1 и 3 ст. 350 ТК РФ).

Согласно п. п. 4 и 5 ст. 348 ТК РФ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 352 ТК РФ. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 348 ТК РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ.

Таким образом, таможенный орган направил требование об уплате таможенных платежей в пределах пресекательного трехлетнего срока (п. 5 ст. 348 ТК РФ).

Пропуск таможенным органом срока направления требования об уплате платежей, установленного ст. 350 ТК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание платежей.

Поэтому пропуск таможенным органом десятидневного срока выставления требования при соблюдении им трехлетнего (пресекательного) срока взыскания не может служить самостоятельным правовым основанием для признания данного требования незаконным или недействительным.

В арбитражной практике нет единообразия по данному вопросу.

Часть арбитражных судов также поддерживает изложенные выводы, указывая, что несоблюдение десятидневного срока направления требования об уплате таможенных платежей не лишает таможенный орган права на взыскание таможенных пошлин, налогов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2009 N А56-20003/2008 и от 13.04.2007 N А66-10094/2006, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 N А56-20003/2008).

Другая часть арбитражных судов указывает на неправомерность позиции, согласно которой указанный в п. 3 ст. 350 ТК РФ десятидневный срок выставления требования не является пресекательным, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2007, 18.04.2007 N КА-А40/1216-07).

Таким образом, приходим к выводу, что ввиду отсутствия единообразия в арбитражной практике по вопросу пресекательности срока, установленного в п. 3 ст. 350 ТК РФ, правомерность своей позиции организации, очевидно, придется отстаивать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.05.2009