Об отнесении к доходам, учитываемым согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ в качестве иных аналогичных доходов, облагаемых в целях налога на прибыль у источника выплаты (на территории РФ) по ставке 20%, дохода в виде бонуса белорусской организации, выплачиваемого российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2009 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения дохода в виде бонуса белорусской организации, выплачиваемого российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, и сообщает.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со ст. 309 Кодекса.

Перечень видов доходов, которые указаны в п. 1 ст. 309 Кодекса, не является исчерпывающим, и содержащийся в этом пункте пп. 10 причисляет к доходам от источников в Российской Федерации, облагаемым у источника выплаты, также и "иные аналогичные доходы".

Аналогичность доходов заключается не в идентичности их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство, за исключением доходов, упомянутых в п. 2 ст. 309 Кодекса, как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

Таким образом, если доходы белорусской организации в виде бонуса, выплачиваемого ей российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, невозможно отнести к какому-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1. ст. 309 Кодекса, то данный вид дохода белорусской компании следует квалифицировать, по нашему мнению, согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 Кодекса как иной аналогичный доход, облагаемый у источника выплаты, то есть на территории Российской Федерации, по ставке 20 процентов в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 310 Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Следует учитывать, что согласно ст. 21 "Другие доходы" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве.

Таким образом, Соглашение предоставляет Российской Федерации право первоочередного налогообложения всех видов доходов, возникающих из источников в Российской Федерации, о которых не говорится в других статьях Соглашения, при условии, что такой вид дохода подлежит налогообложению в соответствии с российским законодательством по налогам и сборам.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями ст. 18 Соглашения, налогообложение доходов белорусской организации в виде бонуса, выплачиваемого ей российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, производится по ставке 20 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

19.05.2009