Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью. По результатам данной проверки ООО привлечено к налоговой ответственности. Решением суда решение налогового органа о привлечении ООО к ответственности признано недействительным. Правомерно ли проведение вышестоящим налоговым органом повторной выездной проверки с повторным вынесением решения о привлечении к ответственности?
Ответ: Согласно п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с п. 10 указанной статьи повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Абзацами 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ также установлено, что повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Следует отметить, что вопрос о правомерности проведения повторной налоговой проверки в случае наличия решения суда по результатам проведения первоначальной выездной налоговой проверки явился предметом рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 17.03.2009 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Варм" признал положение, содержащееся в абз. 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.
Таким образом, с учетом названного Постановления Конституционного Суда РФ, вынесение нового решения налогового органа на основании проведения повторной выездной проверки при наличии решения суда по факту проведения первичной выездной проверки является неправомерным действием со стороны налоговых органов.
Следует отметить, что сам факт проведения налоговым органом повторной выездной проверки Конституционным Судом РФ не признан противоречащим Конституции РФ, то есть фактически повторная выездная проверка налоговым органом может быть проведена исключительно в целях контроля за другим налоговым органом, без вынесения новых решений по фактам каких-либо нарушений проверявшегося ранее периода.
Д. И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
19.05.2009