Является ли дата подачи в налоговый орган уточненной налоговой декларации с отражением суммы налога, меньшей по сравнению с уплаченной по первоначальной декларации, датой, с которой налогоплательщик должен исчислять трехлетний срок для возврата излишне уплаченного налога через суд?

Ответ: Налоговым кодексом РФ за налогоплательщиками закреплено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, которые производятся по заявлению, поданному в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 78 НК РФ).

А если налогоплательщик пропустит срок на подачу заявления в налоговый орган, для того чтобы вернуть переплату из бюджета, придется обращаться в суд. Сделать это надо в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога (ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06, Письмо Минфина России от 31.01.2008 N 03-02-07/1-37).

Иногда суды соглашаются с тем, что дата подачи уточненной налоговой декларации в налоговый орган является началом исчисления трехлетнего срока для обращения в суд (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2008 N Ф08-1849/2008).

В других случаях суды не принимают за дату начала исчисления трехлетнего срока для обращения в суд дату подачи уточненной декларации, указывая, что факт ее подачи свидетельствует лишь о мерах, принятых организацией к исправлению ошибки, но сам по себе не характеризует событий, связанных с обнаружением ошибки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2008 N Ф08-2090/2008-750а).

Стоит отметить, что существует еще и практика, согласно которой отсчет срока исковой давности необходимо проводить не с момента представления деклараций, а с момента получения решения по проверке достоверности данных этих деклараций (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2008 N Ф04-6975/2008(15873-А03-19), ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2008 N А78-5155/07-Ф02-1160/08, ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2008 N Ф03-А37/08-2/1366).

В похожей ситуации суд посчитал за отправную точку дату уведомления, которым налоговая инспекция отказала организации в принятии уточненной декларации (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2009 N А19-9171/08-52-Ф02-591/09).

Однако Президиум ВАС РФ поставил точку в этом споре. В своем Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 он сделал вывод о том, что дата представления уточненной декларации не может считаться моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Более того, Президиум ВАС РФ указал, что, определяя время, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, необходимо учитывать совокупность всех имеющих значение обстоятельств, в частности:

- причины, по которым налогоплательщик допустил переплату;

- наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;

- изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода.

Следовательно, в каждом конкретном случае даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте переплаты, будут различаться.

Поэтому в случае спора с налоговыми органами о моменте начала течения срока целесообразно ссылаться на обстоятельства, в связи с которыми налогоплательщик узнал об ошибках, допущенных при исчислении налога. Ими могут быть, например:

- смена главного бухгалтера;

- результаты аудиторской проверки;

- результаты инвентаризации.

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

18.05.2009