Решением уполномоченного органа муниципального образования утверждено положение о порядке страхования, регулирующее отношения в области страхования муниципального имущества и определяющее порядок проведения конкурсов на право страхования муниципального имущества, переданного в аренду. Положением предусмотрено заключение трехстороннего договора страхования с участием органа местного самоуправления в качестве выгодоприобретателя. Положением установлено, что по итогам конкурса уполномоченный орган муниципального образования заключает со страховой организацией - победителем генеральный договор о сотрудничестве в сфере страхования муниципального имущества сроком на один год, при этом страховая организация в каждом конкретном случае заключает трехсторонний договор страхования на каждый объект с обязательным осмотром и оценкой степени риска. Плательщиком по договору страхования выступает пользователь - арендатор муниципального имущества. Организация - арендатор муниципального имущества считает, что данное положение не соответствует законодательству о размещении заказов и защите конкуренции. Правомерна ли такая позиция арендатора муниципального имущества?
Ответ: На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Пунктом 4 данной статьи предписано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пп. 5 п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 929 ГК РФ установлено, что по договору имущественного страхования может быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Пунктом 3 ст. 935 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Пунктом 2 ст. 4 Закона N 4015-1 предусмотрено, что объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества).
Ни приведенными положениями ГК РФ и Закона N 4015-1, ни иными положениями гражданского законодательства не установлен специальный порядок страхования муниципального имущества, переданного в аренду.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ).
Частью 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг по страхованию имущества.
Учитывая, что согласно утвержденному органом муниципального образования положению в указанном случае потребителями услуг по страхованию муниципального имущества органы местного самоуправления не являются (страхование имущества ими не производится), данное положение соответствует законодательству о размещении заказов, а также законодательству о защите конкуренции.
Таким образом, указанная позиция арендатора муниципального имущества неправомерна.
Следует отметить, что ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 22.10.2007 N А33-819/07-Ф02-6622/07 признал законным и соответствующим ранее действовавшему Закону РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" принятие уполномоченным органом муниципального образования решений в части установления обязанности арендатора страховать муниципальное имущество.
Аналогичные по сути выводы, но уже применительно к действующему Закону N 135-ФЗ, а также Закону N 94-ФЗ содержатся в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.06.2008 N Ф09-4322/08-С1, в котором делается вывод о том, что специальный порядок страхования муниципального имущества не установлен и нормы положения о порядке страхования муниципального имущества, не предусматривающие органы местного самоуправления в качестве приобретателей услуг по страхованию, не противоречат действующему законодательству о размещении заказов и защите конкуренции. Определением ВАС РФ от 23.10.2008 N 13338/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данных решений.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
15.05.2009