Между государственным заказчиком субъекта РФ и подрядчиком по результатам аукциона подписан государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего заказчику. В извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, а также государственном контракте установлено, что контракт действует с момента его регистрации в реестре государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта РФ. Подрядчик полагает, что контракт является незаключенным, так как в нем отсутствует начальный срок выполнения работ. Государственный заказчик считает, что с момента регистрации контракта в указанном реестре стороны обязаны приступить к исполнению обязательств и этот момент является начальным сроком выполнения работ по государственному контракту, следовательно, последний является заключенным. Правомерна ли позиция государственного заказчика?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 3 ст. 38 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

Частью 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Частью 1 ст. 18 Закона N 94-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (реестры контрактов), осуществляют ведение соответственно реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования. В реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ гражданско-правовых договорах.

В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют указанные в п. п. 1 - 7 ч. 2 ст. 18 Закона N 94-ФЗ сведения соответственно в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 18 Закона N 94-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В силу приведенных положений ГК РФ условие о начальном сроке выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Данный вывод также подтверждает и судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 27.10.2008 N А55-8720/2007, ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2006 N А42-8256/2005).

Условие о том, что государственный контракт действует с момента его регистрации в реестре государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта РФ, определяет не начальный срок выполнения работ, а момент вступления контракта в силу, следовательно, его согласование не является согласованием сторонами условия о начальном сроке выполнения работ.

Правомерность подобного вывода подтверждается и позицией ФАС Уральского округа, выраженной в Постановлении от 15.12.2008 N Ф09-9357/08-С4.

Таким образом, указанный контракт является незаключенным и позиция государственного заказчика не является правомерной.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.05.2009