Легитимация субъектов предпринимательской деятельности

(Тотьев К.) ("Законность", N 12, 2002) Текст документа

ЛЕГИТИМАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. ТОТЬЕВ

К. Тотьев, доцент МГЮА.

В законодательстве предприниматель (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) упоминается в качестве участника разных правоотношений. Тем самым государство признает за ним способность быть субъектом права. Однако такое признание в различных нормативных правовых актах имеет свои особенности.

Для участия в хозяйственной деятельности предприниматель должен оформить свой правовой статус, т. е. получить право на осуществление предпринимательской деятельности. В ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ закреплен принцип свободы экономической деятельности. Поскольку предпринимательство является разновидностью экономической деятельности, то и свободу предпринимательства следует рассматривать как разновидность свободы экономической деятельности. Следовательно, конституционные положения о такой деятельности распространяются и на предпринимательские отношения. В Конституции РФ свобода предпринимательства отнесена к правам и свободам человека и гражданина (гл. 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Конституция РФ считает его субъективным правом. Оно возникает непосредственно из закона и реализуется в правоотношениях общего типа, которые возникают между государством и носителем такого права. Однако в Конституции не отрицается и категория правоспособности. Так, в ст. 60 говорится о возможности для граждан РФ самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме с 18 лет (общая дееспособность). Поскольку дееспособность не может существовать без правоспособности, то косвенно в этой статье речь идет и о последней категории. Одним из элементов правоспособности необходимо признать такую стадию субъективного права на предпринимательскую деятельность, как абстрактная возможность приобрести статус предпринимателя. Следовательно, в Конституции РФ субъективное право на предпринимательскую деятельность рассматривается в качестве элемента правоспособности субъекта права. В гражданском законодательстве условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от правовой формы деятельности будущего предпринимателя (с образованием юридического лица или без такового). Применительно к индивидуальным предпринимателям в ст. 18 ГК РФ право на предпринимательскую деятельность рассматривается как элемент правоспособности гражданина. Это означает, что с момента рождения любой гражданин обладает абстрактной возможностью иметь гражданские права и нести обязанности в сфере предпринимательства. Следовательно, в стадии правоспособности право на предпринимательскую деятельность не рассматривается как субъективное право, и ему не корреспондируют конкретные обязанности определенных лиц. Таким образом, правоспособность в сфере предпринимательства возникает с момента рождения гражданина. Несмотря на прямое указание ст. ст. 17 - 18 ГК, иногда считается, что право на предпринимательскую деятельность как элемент правоспособности возникает не с момента рождения, а при достижении определенного возраста. Однако правоспособность как юридическое качество лица не зависит от возраста и присуща всем гражданам независимо от социальных, физических, экономических или психических особенностей. Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и юридических обязанностей будущего предпринимателя, но самостоятельно действовать в соответствии с ними он может лишь при наличии дееспособности. На основании п. 1 ст. 21 ГК полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Именно на эту статью обычно ссылаются для обоснования того, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 18 лет. В других случаях указывают на два исключения: 1) п. 2 ст. 21 ГК, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) п. 1 ст. 27 ГК, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда. На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница дееспособных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Так, по смыслу п. 1 ст. 27 ГК гражданин к шестнадцати годам (возраст эмансипации) может уже работать по трудовому договору (в ст. 63 ТК РФ допускается участие в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью. Можно предположить, что имеется в виду предоставленная п. 1 ст. 26 ГК возможность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершать основную массу сделок с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Необходимость получения такого согласия (или последующего письменного одобрения) обусловлена возрастом участника сделки. Конечно, требование закона о получении согласия законных представителей можно рассматривать как ограничение самостоятельности предпринимателя, которая рассматривается в качестве неотъемлемого признака предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК). Но это ограничение особого рода - ведь оно применяется в интересах самого гражданина. Кроме того, такому ограничению подвергаются лишь отдельные аспекты его самостоятельности в имущественном обороте. Тем более что на основании п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе распоряжаться своими доходами самостоятельно, без упомянутого ограничения. Отсутствие дееспособности гражданина в сфере предпринимательства нельзя восполнить действиями его представителей (как это происходит в других сферах имущественного оборота). Конечно, это не исключает применения в процессе осуществления предпринимательской деятельности института представительства. Однако вступать в отношения со своими представителями должен сам предприниматель. Таким образом, правосубъектность предпринимателя в частноправовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления этого возраста любой гражданин обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность. При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляются две юридически значимые способности: 1) иметь гражданские права и обязанности в сфере предпринимательства; 2) своими действиями приобретать и осуществлять в сфере предпринимательства гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права. Правосубъектность индивидуальных предпринимателей следует определить как универсальную. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в любых сферах деятельности, не запрещенных законом. Иная позиция противоречит ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Ограничение правосубъектности предпринимателей по сравнению с коммерческими организациями, содержащееся в п. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (специальная правосубъектность), никак не обусловлено защитой публичных интересов. Но даже обладая правоспособностью и дееспособностью, гражданин не может начинать предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 23 ГК). Он должен приобрести субъективное право на нее, которое возникает только при наличии особого юридического факта - государственной регистрации. Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает статуса предпринимателя (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ"). Сама же государственная регистрация осуществляется лишь при условии наличия у гражданина необходимых правоспособности и дееспособности. В п. 1 ст. 2 ГК государственная регистрация названа в качестве одного из признаков предпринимательской деятельности. Однако это не только признак, появляющийся уже после регистрации, но и обязанность субъектов, желающих осуществлять или осуществляющих предпринимательскую деятельность. Иначе невозможно было бы применять ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), устанавливающую уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность (элемент правоспособности) и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для возникновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение. Физическое лицо, желающее осуществлять предпринимательскую деятельность в России, может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве. В этом случае на основании ст. 1202 ГК субъективное право такого лица на предпринимательскую деятельность должно определяться на основе права страны места регистрации индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено из-за отсутствия в соответствующем государстве обязательной регистрации предпринимателей, применению подлежит объективное право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. Согласно п. 3 ст. 49 ГК правоспособность юридических лиц возникает с момента государственной регистрации. С этого же момента возникает и публично - правовой статус такого юридического лица. Юридические лица отграничиваются от иных участников публично - правовых отношений по признакам, перечисленным в п. 1 ст. 48 ГК. Но в судебной практике для идентификации юридического лица применяются внешние проявления упомянутых признаков: наличие учредительных документов со штампом регистрационных органов, печатей, счетов в банковских учреждениях, бухгалтерского баланса. Право предпринимателя на предпринимательскую деятельность имеет пределы и ограничения. Пределами такого права следует считать цель его осуществления (получение прибыли), а также сроки действия лицензий (если в законодательстве не предусмотрено бессрочное действие лицензии) и иных разрешений, применяемых в сфере государственного регулирования рынка (временные пределы). В то же время не следует считать подобными пределами способы получения прибыли, перечисленные в п. 1 ст. 2 ГК (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг). Законная предпринимательская деятельность может осуществляться и другими способами. Ограничения права на предпринимательскую деятельность существуют в виде различных обязанностей. Среди них особо следует выделить обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без лицензии (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющих соответствующей лицензии на осуществление лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. Такой запрет ограничивает право на предпринимательскую деятельность по сравнению с содержанием этого права, которое зафиксировано в ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Именно поэтому лицензирование должно осуществляться на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. На основании п. 1 ст. 49 ГК лицензию следует рассматривать в качестве основания возникновения абстрактной возможности заниматься лицензируемым видом деятельности (правоспособность). В правовой литературе и среди правоприменителей находит поддержку позиция, согласно которой появляющаяся в результате получения лицензии правоспособность является специальной <*>. Обоснованна ли такая точка зрения? -------------------------------- <*> См., напр.: п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 9 и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 1998 г. N 955/98.

Как известно, гражданское законодательство различает общую (универсальную) и специальную (ограниченную) правоспособность. Согласно п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК универсальная правоспособность коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий и иных предусмотренных законом организаций) возникает с момента их государственной регистрации. Такая правоспособность не охватывает возможности осуществлять запрещенные законом виды деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК специальная правоспособность может формироваться в результате ограничения не только законом, но и учредительными документами субъекта предпринимательской деятельности. Ограничение общей правоспособности и появление у предпринимателя на этой основе специальной правоспособности влекут важное юридическое последствие, выражающееся в сужении сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Но в значительной мере предприниматель получает лицензию не для ограничения, а для последовательного расширения сферы своей предпринимательской деятельности. В этом смысле приобретаемая после получения лицензии правоспособность является не специальной, а дополнительной по отношению к уже имеющейся у предпринимателя общей правоспособности. В результате такого расширения своей правоспособности предприниматель получает возможность диверсифицировать производство и освоить новые рынки сбыта продукции. Помимо общей, специальной и дополнительной правоспособности, правомерно говорить об исключительной правоспособности. Эту юридическую категорию следует использовать в тех случаях, когда на основании лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять лишь узкий круг определенных видов деятельности при одновременном введении запрета заниматься другими видами предпринимательства. Такая ситуация имеется в виду в ст. ст. 5 и 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. ст. 6 и 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". В перечисленных случаях возникает исключительная правоспособность предпринимателей. В судебно - арбитражной практике отмечается ее отличие от специальной и дополнительной правоспособности. Следствием этого служит неправомерность перечисления в учредительных документах субъекта предпринимательства, обладающего исключительной правоспособностью, других разновидностей деятельности (кроме прямо разрешенных в лицензии) <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 1999 г. N 1644/99.

Дополнительная или исключительная правоспособность, которая приобретается на основании лицензии, тесно связана с личностью правообладателя. Поэтому лицензия носит персонифицированный характер. Следовательно, деятельность, на осуществление которой получена лицензия, может выполняться только конкретным лицензиатом, в качестве которого на основании ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. По отдельным видам деятельности круг лицензиатов специально сужается законодателем (например, банковская деятельность, деятельность инвестиционных фондов). Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" и п. 3 Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов лицензиат должен быть зарегистрирован в форме открытого акционерного общества. С учетом персонифицированного характера лицензии в ее тексте указываются сведения об организационно - правовой форме предпринимателя, его фирменном наименовании (если лицензиат - юридическое лицо) и местонахождении или местожительстве, а также порядковый номер свидетельства о государственной регистрации. Указываемые в тексте лицензии персональные сведения позволяют в правоприменительной практике отграничить законного лицензиата от иных лиц. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N 422/99 подчеркивается индивидуальный характер права на занятие частной медицинской практикой. В этой связи делаются два важных вывода: 1) действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц; 2) допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий лицензии <*>. Аналогичный подход применим и к другим лицензируемым видам деятельности. -------------------------------- <*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 12.

Надлежащее оформление правового статуса предпринимателя влечет для него существенные правовые последствия в публично - правовой сфере. Речь идет о применении различных исключений из публичных обязанностей предпринимателей. Так, на основании ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ только зарегистрированные в соответствии с законодательством физические лица - предприниматели вправе применить профессиональные налоговые вычеты при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ней операции предпринимателей освобождаются от налогообложения только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий. Обратим внимание, что указанные субъективные права предпринимателя не носят самостоятельного характера, зависят от реализации публичной обязанности по уплате налога и прекращаются одновременно с прекращением налоговой обязанности. Правосубъектность в публично - правовых отношениях обычно увязывается законодателем с правосубъектностью в частноправовых отношениях. Среди исключений следует упомянуть правовой статус индивидуального предпринимателя по налоговому законодательству и группы лиц по антимонопольному законодательству. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" <*> подчеркивается допустимость такого распространения статуса индивидуальных предпринимателей на иных лиц лишь в налоговых отношениях, регулируемых НК РФ. -------------------------------- <*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 7.

Что касается группы лиц, то ее правовой статус определен в ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и ст. 3 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Группу лиц не следует трактовать как юридическое лицо, признаки которого содержатся в ст. 48 ГК. Тем не менее на основании ст. 4 Закона о конкуренции положения этого Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам (включая правила о выдаче предписаний антимонопольных органов), распространяются на группу лиц. Следовательно, для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект - организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Поэтому зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта. В различных государствах (например, в странах ЕС, России) для таких интегрированных субъектов предусматривается возможность составления консолидированной отчетности. Правила о такой отчетности вытекают из признания государством того факта, что между формально самостоятельными юридическими лицами может существовать наряду с экономическим неравенством и юридическое неравенство (организационная зависимость). В последней части ст. 4 Закона о конкуренции при определении правового статуса группы лиц законодатель обоснованно игнорирует форму юридического лица для того, чтобы правоприменитель мог определить носителей реальной экономической власти на рынке и эффективно воздействовать на их деятельность. В иностранных государствах используется особая правовая доктрина, позволяющая суду пренебречь правосубъектностью компании и возложить ответственность за ее хозяйственную деятельность на руководителей или другие субъекты. Общегражданское и антимонопольное законодательство использует эту концепцию для регулирования отношений между взаимосвязанными лицами (ст. 105 ГК, ст. 4 Закона о конкуренции). При этом особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать "оболочку" юридического лица в публично - правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции. В судебно - арбитражной практике доктрина группы лиц успешно используется применительно к порядку вынесения (исполнения) предписаний антимонопольного органа. Так, в п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32), подтверждается правомерность применения принудительных мер пресечения нарушения антимонопольного законодательства, совершенного одним из участников группы лиц, не только к непосредственному нарушителю, но и к лицу, которое имеет реальную возможность контролировать поведение других участников такой группы лиц. Из сказанного видно, что правосубъектность предпринимателя конституируется в законе не произвольно, а с учетом сложившихся отношений и целей законодателя. Поэтому в законодательной и правоприменительной деятельности следует различать частноправовые и публично - правовые аспекты этого важного качества предпринимателей.

------------------------------------------------------------------

Название документа