Организация (заказчик) заключила с иностранной фирмой контракт на изготовление ювелирных изделий с использованием материала заказчика. Таможенным органом было принято решение о выдаче организации разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, которым было предусмотрено помещение под указанный таможенный режим золота в слитках. Решением вышестоящего таможенного органа данное разрешение отменено. Основанием явилось то, что согласовать заявленные декларантом нормы выхода продуктов переработки и срок переработки товаров, а также идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки не представляется возможным. В связи с этим организации выставлено требование об уплате таможенных платежей и пеней, образовавшихся в результате отмены решения нижестоящего таможенного органа о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории. Правомерно ли выставленное требование?

Ответ: Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин (п. п. 1 и 2 ст. 197 Таможенного кодекса РФ).

Согласно ст. 198 ТК РФ переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (ст. 203 ТК РФ). Переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (ст. 199 ТК РФ), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со ст. 206 ТК РФ.

В соответствии со ст. 412 ТК РФ, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, объектом ведомственного контроля являются только решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Ведомственный контроль не может быть осуществлен в отношении иных участников таможенных отношений, в частности декларанта.

Согласно п. 5 ст. 203 ТК РФ лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 320 ТК РФ.

В силу п. 1 ст. 348, п. 3 ст. 350 ТК РФ основанием для принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов является их неуплата либо неполная уплата в установленные сроки.

В порядке п. 2 ст. 320, п. 1 ст. 348, п. 3 ст. 350 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в случае нарушения лицом положений о пользовании и распоряжении товарами или невыполнении иных требований и условий таможенного режима переработки вне таможенной территории, установленных параграфом 3 гл. 19 ТК РФ.

Решение вышестоящего таможенного органа, вынесенное в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа, не является правовым основанием для взыскания с организации таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании выданного разрешения, так как проверка проводилась не в отношении организации, а в отношении нижестоящего таможенного органа.

С данным выводом согласуется также позиция арбитражных судов.

Суды указывают, что в действующем ТК РФ не предусмотрены для декларанта такие правовые последствия, как признание разрешения на переработку товаров вне таможенной территории недействительным с момента его выдачи, в том числе за выявленный в порядке ведомственного контроля факт ненадлежащего соблюдения нижестоящим таможенным органом требований таможенного законодательства при выдаче разрешения, повлекший за собой отмену решения о выдаче разрешения (Постановления ФАС Московского округа от 06.11.2008 N КА-А40/8614-08, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 N 09АП-626/2009-АК, от 26.01.2009 N 09АП-18091/2008-АК, от 26.01.2009 N 09АП-18008/2008-АК).

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 16.01.2009 N КА-А40/13044-08 отметил, что принятое в порядке ведомственного контроля решение вышестоящего таможенного органа не может создавать негативные правовые последствия для третьих лиц, не участвующих в ведомственных правоотношениях.

Таким образом, приходим к выводу, что выставленное организации требование является неправомерным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.05.2009