На таможенную территорию РФ ввезен товар, таможенная стоимость которого определена организацией методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами
Затем таможенным органом проведена проверка правильности определения декларантом таможенной стоимости товаров, по результатам которой принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров в сторону увеличения ввиду несоответствия таможенной стоимости ввезенного товара ценовой информации, имеющейся у таможни.
В целях документального подтверждения примененного метода таможенной оценки организацией в таможенный орган были представлены документы, подтверждающие цену сделки и содержащие сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.
Правомерно ли решение таможенного органа?
Ответ: Решение таможенного органа неправомерно, поскольку несоответствие таможенной стоимости ввезенного товара ценовой информации, имеющейся у таможни, является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий и само по себе не может служить основанием для корректировки стоимости товара.
Обоснование: На основании п. 1 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с гл. 8 и 27 ТК ТС. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2 ст. 65 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ "О ратификации Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения.
Пунктом 1 ст. 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 указанного Соглашения, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов Таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2 ст. 4 Соглашения).
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого согласно ст. 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо о корректировке заявленной таможенной стоимости в соответствии с положениями ст. 68 ТК ТС.
Пунктом 1 ст. 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В рассматриваемой ситуации таможенный орган при вынесении решения о корректировке таможенной стоимости товара указал в нем в качестве основания для корректировки несоответствие таможенной стоимости ввезенного товара ценовой информации, имеющейся у таможни.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данной ситуации в таможенный орган были представлены документы, подтверждающие цену сделки и содержащие сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки. При вынесении решения о корректировке таможенный орган не указал на недостоверность содержащихся в упомянутых документах сведений.
Следовательно, условие о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки организацией было соблюдено.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 09.09.2013 N Ф03-3749/2013 указано, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Таким образом, несоответствие таможенной стоимости ввезенного товара ценовой информации, имеющейся у таможни, является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий и само по себе не может служить основанием для корректировки стоимости товара таможенным органом.
А. А.Шелякова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
05.12.2013