Налоговый орган провел выездную налоговую проверку предпринимателя. Акт проверки, содержащий установленные в ходе выездной налоговой проверки нарушения налогового законодательства, был направлен в следственные органы в порядке п. 3 ст. 82 НК РФ для принятия процессуального решения по ст. 198 УК РФ. Впоследствии решение налогового органа, принятое по результатам проверки, признано недействительным в судебном порядке
Может ли направление налоговым органом сообщения в следственные органы рассматриваться как распространение сведений порочащего характера, нанесение вреда деловой репутации предпринимателя и служить основанием для взыскания с налогового органа компенсации морального вреда?
Ответ: Направление налоговым органом сообщения в следственные органы не может рассматриваться как распространение сведений порочащего характера, нанесение вреда деловой репутации предпринимателя и служить основанием для взыскания с налогового органа морального вреда.
Обоснование: Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым действующим законодательством.
В соответствии с п. 9 ст. 152 ГК РФ гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
Как следует из п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление N 3), обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, являются факт распространения ответчиком сведений об истце, несоответствие их действительности и порочащий характер этих сведений. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Следовательно, только при одновременном наличии трех условий: распространение оспариваемых выражений, их недействительность и порочащий характер - деловая репутация юридического лица подлежит защите в порядке, установленном в ст. 152 ГК РФ. Оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты.
При этом не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (абз. 4 п. 7 Постановления N 3).
В силу п. 1 ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений (абз. 1 п. 9 Постановления N 3).
Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Одновременно п. 4 ст. 82 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, НК РФ предусматривает возможность обмена необходимой информацией между налоговыми органами и органами внутренних дел.
По мнению арбитражных судов, поскольку нормы налогового законодательства предусматривают возможность обмена информацией между налоговыми органами и органами внутренних дел, то, направляя материалы в органы внутренних дел, налоговый орган не нарушает нормы действующего законодательства. Передача сведений, полученных при проведении мероприятий налогового контроля, органам внутренних дел не признается их распространением по смыслу ст. 152 ГК РФ.
Так, Пятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.08.2012 N 05АП-5882/2012 по делу N А51-401/2012 пришел к выводу о недоказанности факта распространения налоговым органом сведений порочащего характера об истце, поскольку, направляя сообщение в следственные органы, налоговая инспекция действовала в рамках полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 82 НК РФ.
Отклоняя доводы о распространении налоговым органом информации о привлечении предпринимателя к уголовной ответственности за неуплату налогов, суд указал на то, что направление сообщения в следственные органы не являлось распространением сведений в отношении предпринимателя, так как в силу п. 3 ст. 82 НК РФ данные документы являлись доказательствами по делу и материалами о нарушении налогового законодательства, налоговый орган обязан был направить их следователю как лицу, уполномоченному в силу закона проверять поступившую информацию, для исследования и оценки которой Уголовно-процессуальным кодексом РФ установлен специальный порядок. Для оспаривания сведений, содержащихся в ненормативных актах налоговых органов НК РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ, также установлен специальный порядок обжалования, предусматривающий признание указанных ненормативных актов недействительными и отмену, оспаривание содержащихся в них сведений в порядке ст. 152 ГК РФ и п. 5 ч. 1 ст. 33 АПК РФ невозможно.
Таким образом, поскольку не подтверждается факт распространения налоговым органом в отношении предпринимателя сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, исковые требования о защите деловой репутации не подлежат удовлетворению.
Данные выводы поддержал ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 21.01.2013 N Ф03-5841/2012 по делу N А51-401/2012.
Аналогичный подход содержится в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 по делу N А19-9307/07.
Таким образом, с учетом сложившейся на сегодняшний день арбитражной практики направление налоговым органом сообщения в следственные органы не может рассматриваться как распространение сведений порочащего характера, нанесение вреда деловой репутации предпринимателя и служить основанием для взыскания с налогового органа морального вреда.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
05.12.2013