Конституционные основы предпринимательства в России

(Ручкина Г. Ф.) ("Конституционное и муниципальное право", N 4, 2002) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Г. Ф. РУЧКИНА

Ручкина Г. Ф., кандидат юридических наук, докторант Академии управления МВД России.

Конституционное закрепление основ предпринимательской деятельности в Российской Федерации непосредственно связано с наделением граждан России неотчуждаемыми, прирожденными правами. Гражданин демократического государства обладает личной свободой, выражающейся в том числе в свободе выбора вида труда, а также характера предпринимательской деятельности. Свободный человек - и это аксиома развития - всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба эти понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Экономический аспект личной свободы неразрывно связан с правом на собственность и свободное распоряжение ею <*>. -------------------------------- <*> Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. С. 95.

Следует отметить, что в настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституционные принципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенности права частной собственности (ст. 35), стабильности гражданского оборота и свободы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного ограничения экономических прав и произвольного вмешательства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отношения <*>. Во многом это связано с тем, что государство перешло от политики "экономического романтизма", всеобщей свободы, граничащей с безнаказанностью, к фискальному курсу, имеющему своей целью установление жесткого контроля за участниками экономической деятельности. В ответ на ужесточение фискальной политики государства субъекты предпринимательской деятельности осуществляют поиск новых способов защиты своих прав, в том числе все чаще апеллируют к положениям Конституции РФ <**>. -------------------------------- <*> Гаджиев Г. А. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2001. N 10. С. 19. <**> Кузнецов В. Конституция и права юридических лиц // Российская юстиция. 1997. N 4. С. 38.

Закрепленные в Основном законе конституционные нормы и принципы образуют ядро правовой инфраструктуры современной экономики, причем осознание всеми предпринимателями своего высокого конституционного статуса, умение использовать конституционные положения в спорах с субъектами публичной власти для защиты своих прав и свобод - это действительно одна из возможностей существования рыночной экономики. Одна из особенностей российской Конституции состоит также в том, что она формирует концепцию развития социальной рыночной экономики, закрепляя такие основные права и свободы гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. ст. 35, 36), свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8), на интеллектуальную собственность (ст. 44), на возмещение государством вреда (ст. 53) <*>. -------------------------------- <*> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перер. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 129.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Россия стремится обеспечить свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем. Следует обратить внимание, что многие конституционные положения, касающиеся статуса субъекта предпринимательской деятельности, конкретизируются большим числом законодательных актов, в том числе особо детализируются в Гражданском кодексе РФ, который во многом является и кодексом предпринимателей. В первой и второй частях Гражданского кодекса 262 статьи рассчитаны целиком на участие предпринимателей, при этом все остальные "договорные" статьи не исключают участия предпринимателей <*>. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство "Статут", 1997. С. 99. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

Статьи 8, 55, 118, 120 Конституции РФ нашли отражение в общих началах гражданского законодательства, урегулированных статьей первой, которая закрепляет равенство всех форм собственности, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, судебную защиту нарушенных гражданских прав. В то же время ст. 1 ГК РФ допускает возможность ограничения свободы договора, а также иные случаи ограничения гражданских прав, перемещения товаров и услуг, что является исключением из общего правила, но допускается названными статьями Конституции РФ. Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрело, что в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иные нормативно-правовые акты не могут содержать таких ограничений <*>. -------------------------------- <*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.

Ст. 62 Конституции нашла закрепление в ст. 2 ГК, предусматривающей распространение национального режима на гражданско-правовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Ст. 71 Конституции отражена в ст. 3 ГК, предусматривающей исключительную компетенцию Российской Федерации в принятии актов гражданского законодательства. Статья 15 Конституции РФ дословно воспроизводится в ст. 7 ГК. Особо следует отметить, что Конституция РФ закрепляет юридическое верховенство международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативно-правовых актов, применяемых в России. Согласно ст. 15 Конституции в случае противоречия положения международного договора внутреннему российскому законодательству, в том числе положению конституционных законов, применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Важно отметить, что все конституционные нормы, составляющие правовую базу предпринимательской деятельности, являются взаимодополняющими и представляющими ценность именно в единстве и согласованности. В научной литературе отмечается, что все конституционные нормы можно условно объединить по определенным группам: о свободе экономической деятельности и договоров; о едином экономическом пространстве; о многообразии и равноправии различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; о защите конкуренции <*>. -------------------------------- <*> Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 115 - 116.

Особое значение среди названных норм имеет ст. 34 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает: 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 34 характеризует экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере предпринимательства, причем право каждого гражданина России, а также иных лиц, законно находящихся на ее территории. По нашему мнению, под свободой предпринимательской деятельности законодатель подразумевает: - свободу распоряжаться способностями к труду, проявляющуюся в свободе выбора рода деятельности или профессии; - свободу от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности <*>; -------------------------------- <*> Закон РСФСР от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает и предусматривает признание недействительными определенных действий, ограничивающих конкуренцию // Ведомости ВС. 1991. N 16. Ст. 499 (в послед. ред.).

- общую свободу совершать все, что не противоречит действующему законодательству. По мнению некоторых авторов, анализируемое право на свободное осуществление предпринимательской деятельности включает в себя право на выбор: - любого вида и формы предпринимательства; - любой сферы предпринимательской деятельности; - установленных законом организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; - создание новых форм предпринимательства <*>. -------------------------------- <*> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 2000. С. 160.

По нашему мнению, представленная точка зрения не совсем верна, т. к. она не выходит за пределы непосредственно предпринимательской деятельности и сужает анализируемую норму до ее пределов, хотя в ст. 34 говорится о предпринимательской и любой иной экономической деятельности, что предполагает выход предполагаемых свобод за границы только предпринимательской деятельности. По своей сути экономическая деятельность - один из видов экономической активности человека, форма его участия в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи <*>. Конституция оперирует более широким по содержанию понятием экономической деятельности. Таким образом, Конституция РФ предполагает, что правовое регулирование экономической и предпринимательской деятельности строится на одинаковых принципах, т. е. то, что установлено законом в отношении экономической деятельности, распространяется и на предпринимательскую деятельность. -------------------------------- <*> Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О. М. Олейник. С. 16.

В ст. 34 Конституции можно обнаружить единство двух противоположностей - свободу предпринимательства и государственное регулирование предпринимательства - и связанное с этим ограничение прав. Не случайно в п. 1 ст. 34 говорится о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 - о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности <*>. -------------------------------- <*> Гаджиев Г. А. Конституционные основы предпринимательства // Хозяйство и право. N 11. 1994.

Если во времена административно-командной системы в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес и инициатива, что исключает приоритет государства во многих отношениях, например монополию на внешнюю торговлю. Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>, "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <**>, "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" <***> установили, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сохраняется монополия государства на экспорт и импорт отдельных товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923. <**> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798. <***> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

Следует отметить, что государство все же является особым участником предпринимательских отношений, т. к. оно обладает только ему присущими определенными свойствами: государству принадлежит функция правотворчества, а законами, им принимаемыми, должны руководствоваться все иные участники экономического оборота; государство вправе принимать административно-правовые акты, которые регулируют предпринимательские отношения, независимо от воли иных субъектов. Несмотря на отмеченные особенности, государство как суверен политической власти, обязано обеспечивать определенный режим партнерских отношений для всех участников экономического оборота. В действующей Конституции РФ партнерство находит отражение в нормах, закрепляющих: - равенство всех форм собственности и одинаковый уровень правовой защиты каждой из них; - обязанность органов государства поддерживать конкурентную среду; - право на равную судебную защиту в случае нарушения законных интересов. Необходимо отметить новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как сфере господства частных интересов. Трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означает, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какого субъекта осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности. К сожалению, в последние годы на уровне глав некоторых субъектов Федерации принимаются подзаконные нормативные акты, ограничивающие свободу перемещения по территории РФ определенных, в основном сельскохозяйственных, товаров. Данные ограничения вводятся с целью защиты якобы интересов собственных товаропроизводителей, а по существу являются административными барьерами на пути свободы экономического пространства в пределах РФ, проявлением местного сепаратизма. Нормативно-правовые акты субъектов РФ прямо противоречат статье 74 Конституции РФ, не предусматривающей установления на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем положения ст. 74 Конституции являются важной гарантией защиты прав и интересов граждан РФ, поскольку допускают возможность ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, природы и культурных ценностей. Данные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом. Нельзя не отметить и проблему, связанную с чересчур вольным пониманием некоторыми субъектами Федерации договорных отношений между Россией и республиками в составе РФ, в том числе в вопросах республиканского нормотворчества. Многие субъекты РФ вопреки положениям Конституции РФ об исключительной компетенции России в вопросах гражданского законодательства дублируют российское законодательство или проявляют инициативу в принятии законов, регламентирующих гражданские правоотношения. Сложно понять в данных случаях позицию законодательных органов субъектов Российской Федерации, т. к. достаточно ясна по своему содержанию ст. 3 Гражданского кодекса, которая закрепляет, что гражданские правоотношения регулируются Гражданским кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. В статье 57 Конституции указано, что предприниматели обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Если закрепленные Конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь закрепленного правила. Для претворения в жизнь этого требования необходимо специальное законодательство, которое определяло бы понятие налога, субъектов налогообложения, размер и виды налога, объекты налогообложения и пр. Активное формирование налогового законодательства началось с рыночных преобразований в стране в начале 90-х годов. За прошедшие десять лет достигнуты определенные результаты в становлении налоговой системы, ознаменовавшейся важным событием в 1998 году - принятием части первой Налогового кодекса РФ <*>, своеобразной экономической конституции государства, вступившей в действие с 1 января 1999 года, а также части второй Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января 2000 г. -------------------------------- <*> Российская газета. N 148 - 149. 06.08.1998; Российская газета. N 134. 14.07.1999.

Вместе с тем действующее налоговое законодательство содержит расплывчатость формулировок, пробелы и несистематизированность в правовых нормах, на что обращается внимание и в юридической литературе <*>. Пробельность и противоречивость налогового законодательства вызывает к себе повышенное внимание и Конституционного Суда РФ, о чем свидетельствуют принимаемые постановления по данной сфере <**>. -------------------------------- <*> Демчук Н. Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник. 1999. N 4. <**> Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.95, 17.12.96, от 04.04.96, от 21.03.97 и многие другие.

Важной составной частью права на предпринимательскую деятельность является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда. Изъятие имущества предпринимателей по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. При этом часть вторая ст. 46 Конституции предусматривает право на обжалование решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд. Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей. Данное возмещение выражается в форме выплаты гражданину компенсации, соответствующей реальной стоимости имущества на момент его отчуждения, и возмещения ему полных убытков. Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение. Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых норм (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы и т. д.), а также создания различных общественных и политических организаций. Регистрация объединения означает не получение разрешения от государственных органов и органов местного самоуправления, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица. Свобода деятельности объединений заключается в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности: право самостоятельно принимать учредительные документы; право свободно выбирать свои руководящие органы; право самостоятельно управлять своей собственностью; право составлять программы деятельности и осуществлять эту деятельность; право на реорганизацию, на прекращение своей деятельности; право на образование ассоциаций и союзов. Часть 4 ст. 125 Конституции РФ, более расширительно толкуемая ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", предусматривает право не только граждан обратиться с индивидуальной и коллективной жалобой на нарушение прав и свобод, но и соответствующее право объединения граждан. Как закон прямого действия, Конституция предоставляет гражданам и их объединениям право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. В течение длительного времени оставался неясным вопрос о том, подпадают ли под понятие "объединения граждан" применительно к ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности либо под объединениями граждан следует понимать общественные или иные организации, созданные для защиты конституционно значимых прав и свобод. Такая неопределенность была снята принятым Конституционным Судом РФ Постановлением от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституционности положений ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон РФ "Об акцизах". Конституционный Суд РФ, допуская коммерческие организации к участию в деле в качестве субъектов, обратившихся с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, так мотивировал свое решение: "Согласно ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан". По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые создаются гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд признал возможным обращения с жалобой юридического лица в случае нарушения прав граждан, являющихся его членами. Значение данного Постановления трудно недооценить, т. к. в соответствии с ним субъектам предпринимательской деятельности предоставлены широкие полномочия по защите нарушенных или оспоренных прав. Следует отметить, что анализируемое Постановление предоставляет данное право только хозяйственным обществам и товариществам, т. е. коммерческим юридическим лицам, основанным на объединении граждан, и оставляет открытым вопрос о наделении данным правом иных коммерческих организаций, например государственных и муниципальных унитарных предприятий. Очевидно, что государственные и муниципальные унитарные предприятия таким правом обладать не могут, т. к. создаются не для целей реализации конституционных прав граждан, предусмотренных ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ. По нашему мнению, такая постановка вопроса предполагает определение объема конституционного регулирования деятельности юридических лиц, что предполагает закрепление основных конституционных прав данных субъектов по аналогии с главой 2 Конституции, закрепляющей основные права и свободы граждан. Важно отметить, что Конституционный Суд РФ принципиально решил вопрос о предоставлении гарантии конституционной защиты любому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе и юридическому лицу. При этом предприниматели в соответствии с Конституцией РФ могут обратиться не только к помощи Конституционного Суда, но и к содействию всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Таким образом, анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о наличии в Основном законе страны важнейших принципов, отражающих основную направленность данного акта на реализацию неотчуждаемых и принадлежащих гражданину прав и обязанностей, связанных прежде всего со свободой, равенством и независимостью человека и гражданина. Это непосредственно находит отражение и в возможности осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Название документа