Организация по договору оплатила сторонней организации услуги по сбору и анализу ситуации на рынке, тенденций спроса и других факторов, которые могут оказать влияние в будущих периодах на объемы реализуемой продукции. Организация учла эти расходы в периоде, в котором была произведена оплата услуг. В ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что организация неправомерно уменьшила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на оплату указанных услуг, поскольку в текущем периоде фактически не применяла результаты работ. По мнению налогового органа, такие расходы должны быть учтены в периоде, в котором фактически будет осуществляться ввод продукции на рынок. Правомерны ли выводы налогового органа?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

При этом НК РФ не устанавливает таких оснований для отнесения расходов на изучение рынка, как использование результатов исследования в текущем периоде. Тем более что часто рынок анализируют с целью разработки новой продукции, процесс разработки и внедрения на рынок может быть довольно долгим.

Суды по данному вопросу поддерживают налогоплательщика. Так, например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 27.02.2006 N А65-28597/2004-СА1-32 признал ошибочным довод налогового органа о том, что расходы на изучение и исследование конъюнктуры китайского рынка нефтепродуктов в составе расходов при исчислении налога на прибыль признаются только в том налоговом периоде, в котором товар будет фактически реализован в Китай. Как указал суд, НК РФ не ставит возможность отнесения понесенных расходов на уменьшение прибыли в зависимость от времени и факта достижения предприятием конечного результата, выраженного в получении прибыли.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15) указал на то, что плата за проведенный в интересах организации мониторинг спроса и предложения в целях стратегического коммерческого планирования и структуры рынка продукции в текущем году и на перспективу подлежит включению в состав расходов, поскольку положения НК РФ не содержат запрета на сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров на перспективу.

Таким образом, в рассматриваемом случае выводы налогового органа являются неправомерными, поскольку пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ не устанавливает запрета на оплату услуг по сбору и анализу ситуации на рынке, тенденций спроса и других факторов, которые могут оказать влияние в будущих периодах на объемы реализуемой продукции и которые не использовались организацией в текущем налоговом периоде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.05.2009