В ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что организация неправомерно отнесла к вычету суммы НДС по счетам-фактурам, подписанным другим лицом, а не директором организации-контрагента, указав также на то обстоятельство, что организация не представила доказательств того, что лицо, подписавшее счета-фактуры, имело право подписи таких документов. Правомерны ли в данном случае выводы налогового органа?

Ответ: В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

При этом п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. А невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Пунктом 5 ст. 169 НК РФ установлен перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав.

В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что право на вычет имеют организации, представившие в налоговые органы правильно составленные и подписанные надлежащим лицом счета-фактуры. При этом положениями гл. 21 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика представлять дополнительные документы для обоснования своего права на вычет по НДС (например, доверенность, удостоверяющую право подписи счета-фактуры определенным лицом).

К такому же выводу приходят и суды. Согласно абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Хотя на окончательное решение Высшего Арбитражного Суда, отказавшего в пересмотре в порядке надзора решений судов нижестоящих инстанций, и повлияли иные обстоятельства (в частности, не была подтверждена реальность совершения организацией хозяйственной операции с определенным поставщиком по спорному счету-фактуре), ВАС РФ в своем Определении от 30.10.2008 N 11871/06, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 11871/06, содержащее аналогичный вывод, указывает на то, что подписание счета-фактуры другим лицом (а не директором организации-поставщика) само по себе не может быть положено в обоснование отсутствия у подписавшего документ лица соответствующих полномочий, если налоговым органом это не доказано.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 23.12.2008 N Ф08-7626/2008, принимая сторону налогоплательщика, указал на то, что организацией соблюдены предусмотренные ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ условия применения вычетов по НДС, поскольку представленные ею документы подтверждают факты осуществления реальных хозяйственных операций со своими контрагентами. Как указал суд, налоговый орган не доказал факты подписания счетов-фактур от имени контрагентов организации неуполномоченными лицами.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 11.01.2008 N Ф09-11012/07-С2, отклоняя доводы налогового органа о том, что организация не представила документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего счет-фактуру, указал на то, что данные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении организации права на применение налоговых вычетов по НДС при условии добросовестности его действий.

Таким образом, в рассматриваемом случае выводы налогового органа являются неправомерными, поскольку гл. 21 НК РФ не содержит требований представлять вместе со счетом-фактурой документы, подтверждающие полномочия подписавшего ее лица. При этом на налоговые органы возложена обязанность доказывать законность подписания счетов-фактур определенным лицом.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.05.2009