Во исполнение условий коллективного договора руководителем организации, осуществляющей свою деятельность в строительной сфере, издан приказ о прохождении работниками, занятыми на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, ежегодного медицинского осмотра и заключен договор на предоставление медицинских услуг с городской поликлиникой. В соответствии с указанным договором медицинский осмотр прошли 20 работников организации, что подтверждается списком работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру по приказу, и заключительным актом по результатам периодического медицинского осмотра работающих на предприятии. Налоговый орган сделал вывод о неправомерном включении организацией в состав расходов, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль, расходов, связанных с медицинским осмотром работников. Налоговый орган указал на то, что такие расходы не являются экономически обоснованными и не соответствуют в том числе пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ для определения налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Согласно положениям ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

Также работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Как указано в ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии с п. 5.2.25 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, Министерство здравоохранения и социального развития РФ принимает ряд нормативно-правовых актов, в том числе порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек.

На основании абз. 2 п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение N 3), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)", частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Пунктом 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141 "О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03", установлено, что в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с условиями труда, работники, занятые в строительном производстве, должны проходить обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (освидетельствования).

Следовательно, организация, осуществляющая строительную деятельность, должна проводить для своих работников периодические медицинские осмотры (освидетельствования). При этом частота таких осмотров должна быть установлена внутренними актами (в том числе и коллективными договорами) организации.

Поскольку организация обязана проводить осмотры работников, то и расходы, понесенные в связи с этим, вправе учесть при налогообложении прибыли. Такого же мнения придерживаются и официальные органы.

Так, Минфин России в Письме от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543 приходит к выводу о том, что расходы, связанные с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров бухгалтеров, работников управленческого персонала и других работников организации, профессионально занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50% рабочего времени, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом Минфин России исходил из обязательности проведения для работников, связанных с тяжелыми условиями труда, медицинских осмотров.

А в Письме от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340 финансовое ведомство прямо указывает на то, что затраты на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, проводимых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

ФАС Московского округа в Постановлении от 01.10.2008 N КА-А40/9241-08, ссылаясь на положения ст. ст. 212 и 213 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 и п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, сделал вывод о наличии вредных факторов в работе сотрудников организации и обязательности прохождения ими периодических медицинских осмотров. При этом суд полагает обоснованным и соответствующим положениям п. 1 ст. 252 и пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесение организацией затрат на медосмотр сотрудников в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

А ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.02.2009 N А55-9496/2008, принимая во внимание позицию Минфина России, содержащуюся в Письме от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, о том, что расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, сделал вывод об обоснованности отнесения организацией в состав расходов затрат на медицинский осмотр отдельных работников, установленный внутренними актами организации.

Таким образом, в рассматриваемом случае решение налогового органа является неправомерным, поскольку организация ведет свою деятельность в сфере строительства, для которой законодательно установлено проведение периодических медицинских осмотров для работников, деятельность которых непосредственно связана с вредными или тяжелыми условиями труда.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.05.2009