Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) приняло решение заключить контракт с единственным подрядчиком на выполнение ремонтных работ, необходимость которых вызвана непреодолимой силой (по устранению последствий урагана). Обязан ли заказчик обосновывать принятие такого решения? Если да, то в каком именно порядке?

Ответ: До 01.01.2014 при размещении заказа в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае принятия указанного в вопросе решения у заказчика отсутствует установленная законом обязанность обосновывать его принятие. Однако сложилась арбитражная практика, в которой суды придерживаются иной точки зрения: заказчик для принятия решения о размещении заказа у единственного поставщика, потребность в котором возникла вследствие непреодолимой силы, должен представить доказательства обоснованности принятия такого решения.

Таким образом, в случае принятия решения заключить контракт с единственным подрядчиком на выполнение ремонтных работ, необходимость которых вызвана непреодолимой силой (по устранению последствий урагана), муниципальное бюджетное учреждение должно быть готовым доказывать правомерность такого решения в суде.

С 01.01.2014 при принятии решения о размещении заказа у единственного подрядчика на выполнение ремонтных работ, необходимость которых вызвана непреодолимой силой (по устранению последствий урагана), заказчик обязан обосновать:

- во-первых, невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта - в документально оформленном отчете;

- во-вторых, заключение контракта с единственным подрядчиком - в уведомлении о закупке, направляемом не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок.

Обоснование: Согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с рассматриваемым пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Из Письма Минэкономразвития России от 08.09.2009 N Д05-4387 следует, что к непреодолимой силе в том числе относятся чрезвычайные события, такие, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Помимо вышеперечисленных событий, к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, ликвидация аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации) и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях (Письмо Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029).

Отмечаем, что Закон N 94-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика как-либо обосновывать принятие решения о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Однако суды считают, что заказчик для принятия решения о размещении заказа у единственного поставщика, потребность в котором возникла вследствие непреодолимой силы, должен представить доказательства обоснованности принятия такого решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.01.2011 по делу N А82-5288/2010, ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2011 N Ф03-1923/2011 по делу N А04-3416/2010).

Следовательно, в случае принятия указанного в вопросе решения суд может потребовать обосновать его принятие.

При этом необходимо учитывать, что на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта.

Дополнительно сообщаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного подрядчика может осуществляться заказчиком в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить согласно рассматриваемому пункту контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для срочного медицинского вмешательства.

На основании ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 9 ч. 1 рассматриваемой статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Таким образом, при размещении заказа у единственного подрядчика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обосновать:

- во-первых, невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта - в документально оформленном отчете;

- во-вторых, заключение контракта с единственным подрядчиком - в уведомлении о закупке, направляемом не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок.

И. Р.Моравский

Юридическая компания "Юново"

04.12.2013