О праве ОАО при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, обратиться в уполномоченные органы с просьбой о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов с надлежащим образом оформленными документами, подтверждающими соответствующее основание

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 мая 2009 г. N 03-02-07/1-219

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки (п. 2 ст. 58 Кодекса).

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 75 Кодекса).

Кроме того, неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 122 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 119 Кодекса.

Осуществление налогового контроля и проведение налоговых проверок относятся к компетенции налоговых органов. Налоговые проверки и производство по делам о налоговых правонарушениях проводятся в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 137 и 138 Кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлен ст. 64 Кодекса. Пунктом 2 ст. 64 Кодекса определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора.

Согласно ст. 63 и п. 1 ст. 64 Кодекса отсрочка (рассрочка) по уплате налогов предоставляется по решениям Правительства Российской Федерации - по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет; ФНС России - по федеральным налогам (кроме налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) на срок, не превышающий один год; территориальными налоговыми органами - по региональным и местным налогам на срок, не превышающий один год.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2006 N 8636).

В соответствии с п. 1 ст. 64.1 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации только в том случае, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. В этом случае отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок, не превышающий пять лет.

Таким образом, ОАО при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, вправе обратиться в уполномоченные органы с просьбой о предоставлении отсрочки с представлением надлежащим образом оформленных вышеуказанных документов, подтверждающих наличие соответствующего основания.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

04.05.2009