ОАО по окончании отчетного квартала направило в адрес регионального отделения ФСФР России список своих аффилированных лиц без копии на электронном носителе. Впоследствии указанная копия была направлена обществом, однако уже с нарушением установленного срока раскрытия информации. Правомерно ли в данном случае привлечение ОАО к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) ОАО обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 4 ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.

Пунктом 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), предусмотрено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Из п. 8.5.3 Положения следует, что акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.

Согласно п. 1.14 Положения в случаях, когда в соответствии с Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.

Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электронном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Соответствие текста документа на электронном носителе представляемому документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ) нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Учитывая изложенное, в связи с тем, что ОАО не выполнило требование законодательства, регулирующего порядок и сроки раскрытия информации, привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, правомерно (см. также Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2008 N Ф08-5271/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2008 N Ф04-1022/2008(714-А03-23)).

Несмотря на то что указанные решения вынесены на основании утратившей силу редакции ст. 15.19 КоАП РФ, представляется, что внесенные в нее Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ изменения не влияют на существо рассматриваемой проблемы и указанную позицию судов можно распространить и на новую редакцию ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

04.05.2009