В 2006 г. гражданин при уплате транспортного налога за грузовой автомобиль по квитанции, заполненной собственноручно, неверно указал КБК и сумма в размере 5250 руб. была перечислена в бюджет как пеня по транспортному налогу. Сумма перечислена своевременно. Налоговый орган отказал в зачислении данной суммы в счет налога и перерасчете пеней в связи с тем, что ошибка была допущена гражданином лично. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 мая 2009 г. N 03-02-07/1-217

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уточнении суммы транспортного налога, а также о начислении пеней и сообщается следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 Кодекса).

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Пунктом 7 ст. 45 Кодекса установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Пунктом 7 ст. 45 Кодекса, который применяется с 1 января 2007 г. (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В силу п. 3 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Учитывая изложенное, полагаем, что, в случае если при уплате транспортного налога в 2006 г. налогоплательщиком была допущена ошибка при указании в платежном документе типа платежа, налоговый орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 Кодекса.

Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

04.05.2009