Российская организация осуществляет строительство тоннеля в Турции. При этом часть работников, работающих на строительстве, - граждане РФ. Каков порядок налогообложения НДФЛ выплат, производимых гражданам Российской Федерации за выполнение работ в Турции? При этом одни работники находятся в Турции менее 183 календарных дней, а другие - более 183 календарных дней

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2009 г. N 20-15/3/041871@

На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

- от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ.

В случае когда работник все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, вознаграждение, получаемое им за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, относится к доходам от источников за пределами РФ.

При этом, если в соответствующем календарном году работники будут признаны налоговыми резидентами РФ, их вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 13%.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят, в частности, физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, исходя из сумм таких доходов.

Если работник не является налоговым резидентом РФ, то по таким доходам от источников в иностранном государстве налог на территории РФ не взимается.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). При этом для определения непрерывного 12-месячного периода принимаются во внимание календарные месяцы.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Об этом сказано в ст. 7 НК РФ.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее - Соглашение).

Вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в первом упомянутом Государстве, если:

a) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве;

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Договаривающемся Государстве. Об этом сказано в п. 2 ст. 15 Соглашения.

Таким образом, выполнение одновременно трех условий, установленных в п. 2 ст. 15 Соглашения, дает право на освобождение от налогообложения в Турецкой Республике вознаграждений, полученных резидентом РФ за работу по найму на территории Турецкой Республики.

При этом заработная плата и другие вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве за работу по найму, выполняемую в другом Договаривающемся Государстве, не облагаются налогами в этом другом Государстве, если работа осуществляется лицами:

a) в связи со строительной площадкой, строительным, сборочным или монтажным объектом в соответствии с пп. "a" п. 3 ст. 5 Соглашения;

b) в отношении работы по найму, осуществляемой на борту морского, воздушного судна или дорожного транспортного средства, используемых в международных перевозках предприятием Договаривающегося Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором это предприятие является. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Соглашения.

Таким образом, если физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, то вознаграждение, получаемое им за выполнение трудовых обязанностей на территории Турции, подлежит налогообложению НДФЛ в РФ по ставке 13%.

При этом указанные физические лица обязаны самостоятельно уплатить НДФЛ с вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории Турции и представить налоговую декларацию в налоговые органы.

Вознаграждение физического лица за выполнение трудовых обязанностей на территории Турции, не являющегося налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению в Турции.

На основании п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Также налогоплательщик обязан представить документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Е. А.ОСТАНИНА

28.04.2009