МУП с согласия собственника сдало в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Договор аренды содержал условие об оставлении в распоряжении предприятия 70 процентов получаемой арендной платы для компенсации расходов, понесенных в связи с содержанием имущества. Оставшиеся 30 процентов арендной платы подлежали перечислению предприятием в бюджет муниципального образования. В ходе налоговой проверки налоговый орган принял решение о доначислении МУП налога на прибыль, начислении соответствующих пеней, поскольку в составе доходов для целей обложения налогом на прибыль организаций МУП учитывало только причитающуюся ему долю арендной платы, полагая, что плата, перечисляемая в бюджет, является доходом муниципального образования, которое не является плательщиком налога на прибыль. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В целях налогообложения прибыли п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Из анализа приведенных норм права следует, что при сдаче в аренду имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Согласно ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что предприятие вправе с согласия собственника сдавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в аренду. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", закрепляющей порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Пунктом 2 данной статьи закреплено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Таким образом, вся сумма арендных платежей за пользование муниципальным имуществом, переданным МУП с согласия собственника в аренду, подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Данные выводы подтверждаются также положением абз. 7 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому в доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007, 25.07.2007 N Ф03-А73/07-2/2779, ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 N А55-7482/2008, от 08.05.2008 N А65-7576/2007-СА1-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.12.2008 N Ф08-6497/2008) и правовой позицией ВАС РФ (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации решение налогового органа является правомерным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

28.04.2009