Какие требования предъявляет законодательство к оформлению актов об оказании услуг? Вправе ли специалисты налоговых органов требовать детализации характера и объема выполненных услуг в актах с целью включения произведенных затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к оформлению документов установлены Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Унифицированная форма акта об оказании услуг законодательно не утверждена, поэтому акт об оказанных услугах составляется в произвольной форме, требования к оформлению и содержанию которого изложены выше.

Что касается детализации актов оказанных услуг, то на практике налоговые органы для установления связи произведенных расходов с производственной деятельностью организации требуют подробного описания содержания оказанных услуг и их объема. В противном случае расходы при отсутствии детализации в актах исключаются из состава затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как документально не подтвержденные.

Позиция специалистов Минфина России по вопросу детализации характера и объема в актах сдачи-приемки услуг как обязательного условия включения соответствующих затрат в расходы заключается в следующем. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (Письмо Минфина России от 12.11.2007 N 03-03-06/1/800).

Арбитражная практика по данному вопросу складывается неоднозначно.

Есть примеры судебных решений, согласно которым для признания акта приема-передачи услуг надлежаще оформленным недостаточно только названий оказанных услуг, необходимы также конкретное описание оказанных услуг, их объем и цель.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.09.2008 N А72-1944/08 отметил, что, поскольку акты не содержат указания на конкретные оказанные услуги и на их характер, невозможно установить, какие конкретно услуги были оказаны налогоплательщику, в каком объеме и с какой целью, а следовательно, и оценить возможность их использования в производственной деятельности налогоплательщика.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.08.2008 N А42-3092/2007 установил, что в актах налогоплательщика нет конкретизации фактически оплаченных услуг, и пришел к выводу о несоответствии представленных документов требованиям ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 23.07.2008 N Ф08-4201/2008 оценил акты об оказании услуг и указал, что эти документы носят обезличенный характер и не содержат конкретной информации о проведенных консультациях, данных рекомендациях и их объемно-количественном выражении. По мнению суда, факт оказания консультационных услуг не доказан.

В то же время есть судебные решения, в которых указывается, что степень подробности содержания первичных документов не является критерием для признания их оформленными ненадлежащим образом.

В частности, ФАС Уральского округа в Постановлении от 24.09.2008 N Ф09-11328/07-С2 пришел к выводу о том, что при наличии в соответствующих актах всех реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, подробная расшифровка оказанных услуг не является обязательной.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.08.2008 N А56-13732/2007 отклонил довод налогового органа о том, что расходы документально не подтверждены, так как в акте выполненных работ не конкретизирован характер этих работ, нет полной информации о содержании хозяйственных операций. Суд признал, что представленные налогоплательщиком акты выполненных работ (услуг) имеют отсылку к соответствующим договорам, что позволяет определить содержание обязательства.

Таким образом, если в актах об оказанных услугах отсутствует детализация характера и объема выполненных услуг, то существуют риски, что при налоговой проверке расходы организации, подтвержденные такими актами, будут исключены из состава затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде. Каков будет исход судебного разбирательства, предсказать трудно, так как судебная практика по таким спорам складывается неоднозначно.

О. В.Егорова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

27.04.2009