О разработке и утверждении градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений при предоставлении земельных участков для строительства жилых многоквартирных домов путем предварительного согласования места размещения объекта

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 апреля 2009 г. N Д23-1123

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении градостроительного, земельного законодательства и сообщает.

Исходя из обращения возникли затруднения с уяснением содержания норм ст. ст. 56 - 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ и требуются разъяснения о том, является ли разработка и утверждение градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений (проекта планировки частей территории городских и сельских поселений, проекта межевания территорий, проекта застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений) обязательным условием при предоставлении земельных участков для строительства жилых многоквартирных домов путем предварительного согласования места размещения объекта.

Следует отметить, что Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс 2004 г.), за исключением ст. 29 в части положений, относящихся к государственной экспертизе проектной документации. Градостроительный кодекс 2004 г. не содержит понятия "градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений". Вместе с тем Градостроительным кодексом 2004 г. предусмотрена гл. 5 "Планировка территорий", регламентирующая разработку и утверждение документации по планировке территорий. Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса 2004 г. при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка:

- проектов планировки территории,

- проектов межевания территории,

- градостроительных планов земельных участков.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и осуществляется следующим образом:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса.

Таким образом, наличие документации по планировке территории, предусмотренной гл. 5 Градостроительного кодекса 2004 г., не является обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Вместе с тем земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса). Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 Земельного кодекса (п. 2 ст. 30.2 Земельного кодекса).

Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. Письма Минэкономразвития России не являются нормативно-правовыми актами и не содержат норм права, а потому не порождают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

24.04.2009