Общество реорганизовано путем присоединения к налогоплательщику, который является его полным правопреемником. В связи с этим налогоплательщиком получены игровые автоматы, которые зарегистрированы обществом как объекты налогообложения налогом на игорный бизнес. Необходима ли в данном случае перерегистрация данных объектов в налоговом органе?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Кроме того, налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ).
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 116 указано на то, что при применении п. п. 2 - 4 ст. 366 НК РФ судам необходимо учитывать, что, исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в ст. 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 648-О-О указано на то, что на налогоплательщика возлагается обязанность зарегистрировать объект налогообложения (игровой автомат) не только до начала его использования для организации азартных игр, но и до его установки в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Из приведенных норм НК РФ и правовой позиции вышеназванных судов следует, что установка (выбытие) игрового автомата непосредственно связана с появлением новых или изменением общего количества ранее установленных игровых автоматов.
Учитывая, что появление новых или изменение общего количества ранее установленных игровых автоматов ведет к изменению налоговых обязательств по налогу на игорный бизнес, указанные объекты налогообложения подлежат обязательной регистрации налогоплательщиком в налоговых органах не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Таким образом, порядок регистрации игровых автоматов, предусмотренный ст. 366 НК РФ, установлен в целях осуществления налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Статьей 50 НК РФ определен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица. На основании п. 2 данной статьи при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Переход к правопреемнику обязанностей по уплате налогов включает и исполнение обязанностей, вытекающих из деклараций, представленных реорганизованным юридическим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Согласно официальной позиции Минфина России, если при реорганизации в форме присоединения изменения общего количества объектов налогообложения (выбытия либо установки объектов налогообложения) не произошло, налоговая база не изменяется, а также игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации, то при переоформлении объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом в порядке, установленном ст. 366 НК РФ, то есть путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации правопреемником, положение ст. 366 НК РФ в части соблюдения двухдневного срока в данном случае неприменимо (Письма Минфина России от 27.08.2008 N 03-05-05-05/17, от 08.05.2008 N 03-05-05-05/13).
Таким образом, финансовый орган указывает на необходимость переоформления объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. Данную позицию разделяют и налоговые органы (см. Письмо Минфина России от 08.05.2008 N 03-05-05-05/13, направленное Письмом ФНС России от 23.06.2008 N ШС-6-3/444@).
Однако в судебной практике нет единообразия по данному вопросу.
Часть судов поддерживает выводы Минфина России, указывая, что, поскольку ст. 366 НК РФ не предусматривает особенностей регистрации (снятия с учета) объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридических лиц, налогоплательщик обязан обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2008 N Ф08-5136/2008, ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-6442/2008, от 26.01.2009 N Ф03-6441/2008).
Другая часть судов в подобных случаях встает на сторону налогоплательщика.
Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.11.2008 N А72-1683/08 пришел к выводу, что положения гл. 29 НК РФ не содержат требований, устанавливающих необходимость перерегистрации объектов налогообложения в случае реорганизации налогоплательщика путем присоединения.
Таким образом, исходя из официальной позиции налоговых органов и Минфина России, приходим к выводу о необходимости в случае реорганизации общества путем присоединения перерегистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в налоговом органе. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
24.04.2009